Три часа по прямой из Краснодара в Ростов, и вот мы на месте, в южной столице Донского казачества. "Приветствуем донцов, поклон от кубанцов!", - сказал бы я, если бы имел какое-то отношение к казачеству, кроме 1. территориального 2. интереса к истории.
Мы еще не доехали до моста, а уже открывается перспектива города. Если сравнить два самых крупных города юга России, и, например, посчитать их за ... рестораны, то Ростов можно сравнить с крупным туристическим местом и массой чисто европейских пристроек к ресторану, тут же: бар, пивная, кулинария и, собственно, блестящий общий обеденный зал плюс "допом" - сигарная и изысканный клубный кабинет. В Ростове - гудящем, бегущем, стремящемся - полным-полно столичной суеты, аристократизма, бережно хранимой истории, юмора, южного выпендрежа, напускной красоты и красоты непридуманной. Ростов - потрясающая смесь всего!
А Краснодар - это скромное, но уютное, не без хипстерства и собственной гордости заведение, как бы кабачок с местной кухней. Два очень разных города.
Мы гуляли по городу и соседним интересным местам с коллегами-предпринимателями. Все молодые, любознательные. Было интересно.
Ростов - город с юмором. В каких-то переходах вдруг современная мозаика, отсылающая к картине Николая Бельского "Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского", 1895.
Это такой специфический интеллигентный юмор для избранных - понимающему достаточно, а не понимающий принимает все за чистую монету и строит свои доморощенные теории. Ростов делает горожан более образованными и людьми "с подтекстами". Это культура, между прочим. Не тюльпаны на баннерах, вокруг которых в Краснодаре устраивают местечковые войны - "красиво или позорно? как думаете?". Ростов бы по умолчанию снял: деревня же.
Примерно того же порядка дискуссии на тему новых баннеров на здании напротив администрации города. Разместят какую-нибудь малоталантливую дрянь, и ее же месяц обсуждают. Слава Богу, в городе есть новости...
Как город боевой, Ростов транслирует патриотизм на здания. Ну, наверно, есть времена, когда это не обсуждается.
А еще Ростов-на-Дону удивил меня цветами...да, живыми цветами. Это памятник Зинаиде Ермольевой, она послужила прототипом героини романа "Открытая книга" Тани Власенковой, в жизни же история изобретательницы нашего, отечественного пенициллина, который оказался во всем не хуже пенициллина Флеминга, технологию изготовления которого во время войны союзники не хотели нам выдать, а антибиотик был необходим жизненно. И вот Зинаида Ермольева совершила научный подвиг , как бывает в родном Отечестве, прорываясь через кучу искусственных барьеров от "ученых", которые горазды нести патриотическую и политическую чушь, вместо того, чтобы показывать результаты. Пенициллин спас тысячи жизней, и продолжает спасать сегодня. Спустя годы Зинаиде Ермольевой несут живые цветы! Как здорово, что память ее чтят и подвиг ее помнят. Ростов - город интеллектуалов!
Ростов - город людей, которые помнят свою историю. Конечно, не буду перехваливать "Ростов-папу": южные шальные деньги могли и могут расправиться с любой памятью, если выгодно очень толстому кошельку. И исторические дома отжимали, и исторические земли. И все же Ростовское общество очень активно, оно реагирует на все наглые хотелки дельцов, и довольно часто отстаивает историю у нуворишей.
В этой связи особенно трогательно выглядят всякие казачьи штуки, тематика, интересная туристам, но и жизненно важная, как корни, для местных.
Вдруг в дизайне меню или интерьере помещений встретишь такое. Это первая печать войска Донского - вольный олень, раненный, но непобедимый.
А вторая печать, изображение на которой поменяли в петровские времена, изображает голого казака верхом на винной бочке с ружьем в руке.
Вот что про нее пишут краеведы:
«В Черкасске на улице Пётр I увидел пьяного, по пояс голого казака, с ружьём в руке. Подойдя, царь спросил, почему он пропил всё, кроме ружья. Казак, не поднимая головы и не видя перед собой царя, ответил, что с оружием он государю и Войску Донскому честь и славу добудет и одежду у врага возьмёт. Петру понравились слова казака, и он приказал учредить гербовую печать Войска Донского с изображением сидящего на бочке голого по пояс казака с ружьём в одной руке и рогом полным вина, в другой»
Так что, "все пропью, кроме чести!" - это старый смысл нового города, в котором, я заметил, сегодня пьют мало и очень интеллигентно. Но, может, я ошибаюсь, просто бывал в приличных местах с хорошей компанией?
Произвел впечатление своей историей Воскресенский войсковой собор с станице Старочеркасской. Это там держали в цепях закованного Степана Разина. Читайте об этом предыдущий пост.
Чем меня поразила эта православная святыня?
1. Это самый древний православный казачий собор на территории юга России. В 2019 году собору исполнилось 300 лет. Понимаете вы, каждый камень собора - это связь с навсегда ушедшими эпохами!
2. Меня поразил богатый иконостас, огромный, выпуклый. Это уникальный пятиярусный резной позолоченный иконостас Воскресенского войскового собора, собравший 149 иконам XVIII-XIX веков — единственное в своем роде произведение искусства на Дону и Юге России. Многие иконы пришлось восстанавливать после атеистических тридцатых прошлого века. Реставраторы последующих годов склеивали доски икон с шелушащейся краской обычной папиросной бумагой и закатывали лаком. Конечно, технология немало повредившая произведениям, однако, помогла спасти иконы от последствий небрежного хранения.
Известно, что писал иконы Егор Грек (не путать с Феофаном Греком). Исполнены они в соответствие с греческими православными традициями - лица светлые на затемненном фоне с тщательной прорисовкой деталей и золочением.
3. В строительстве храма применялись примерно те же приемы, что и в строительстве жилья, например, балясы. Курени казаков, например, обносили балясами - как бы круговыми балконами. Они нужны были для удобства закрывать ставни на втором уровне дома, и для обзора, когда в доме сватовство, свадьба или иные события, открытые для публики, но куда нельзя было попасть по причине небольшой вместимости народа. О курене и о типа жилья на Дону напишу в следующем посте подробнее.
А пока о балясах храма. В 1775 году кругом, у всех стен храма, были сооружены хоры, обнесённые вокруг ходами - балясами. Снизу они были расписаны. Сюжеты традиционно касаются Ветхого завета и Нового (евангельские). Картинки вписаны в фигуру с красивым обрамлением, картушем. Ветхозаветные композиции заключены в барочный орнамент, близкий к квадрату, евангельские вписаны в орнамент, имеющий характер круга.
Внизу каждой композиции имеется пояснительная надпись, что именно изображено. Иногда в стихах.
Храм - это своеобразная книга жителей Дона о том, как они понимают Библию и Закон для себя.
4. С Законами особая история.
Известны 10 заповедей Христа:
- Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
- Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Казаки с перевыполнением добровольно взятых на себя обязательств увеличили число грехов. Добавили чародейство, идолосложение, скупость и много еще чего.
5. Люстра для освещения собора весит с полтонны. Она помещена над головами молящихся напротив средних царских врат собора (перед иконостасом), изготовлено из меди в пять ярусов. Считается, что это трофей, доставленный из крепости в 1643 году атаманом Иосифом Петровым. Азов был тогда под турками. Свое казаки забрали.
6. Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России. А в круглых окошках — «слухах», находящихся в этой части, во время торжеств выставлялись зажженые плошки, создавая праздничную иллюминацию.
7. С южной стороны собора когда-то стояли нацеленные на задонскую степь пушки. Собор войсковой - войска, всегда готового к отпору неприятеля. И так как раньше, когда станица еще значилась столицей донского казачества, там хранились регалии Войска Донского, их нужно было защищать. Войсковым искусством владели и дети, и женщины, и монахи.
8. Некоторые плиты в соборе подписаны - там говорится о том, кто молился в храме. Это сама по себе увлекательная история. Ну и путешествие в машине времени - встань рядом и представь, что тут обращают свои молитвы к богу известные люди России. А потом ступи ногой на эти самые заветные плиты...вот ты тоже рядом. Интересно, о чем молятся великие люди? О простом или о грандиозном?
Вот такой он, первый каменный храм на Дону, построенный ещё в 1719 году, который до 1805 года был главным храмом Донского казачьего войска.