Найти тему
Smart Simulation

Почему тепловозы сменили паровозы в СССР

Окунемся немного в историю и поговорим про технический прогресс, а именно - почему тепловозы пришли на смену паровозам. Ведь в течение почти 100 лет паровоз был символом прогресса и технической мощи.

Однако, наряду со многими достоинствами паровоза, к которым относятся простота конструкции, многотопливность, хорошие тяговые характеристики, он имеет и целый ряд недостатков. Это, в первую очередь, низкий КПД, вредные выхлопы и трудность управления. Профессия машиниста паровоза требовала не только значительных физических усилий, но и высокой квалификации.

Современный российский маневровый тепловоз ТМ18ДМ. Выпускается с 2007г.
Современный российский маневровый тепловоз ТМ18ДМ. Выпускается с 2007г.

В настоящее время общая протяженность электрифицированных железных дорог России более 43 тыс. км, что составляет 50,6% протяженности всей сети и около 17% мирового электрифицированного полигона. Это, как правило, наиболее грузонапряженные линии, горные участки с крутыми подъемами, пригородные узлы больших городов с интенсивным движением электропоездов. На остальной части железных дорог электрификация пока что отсутствует. Для большинства участков железных дорог целесообразнее использовать автономные локомотивы. Здесь заменой паровозу стали тепловозы.

Первые грузовые магистральные тепловозы были построены в Советском Союзе в 1924 году, по образцу одного из них выпускались опытные локомотивы малыми сериями, а перевод советских железных дорог на тепловозную тягу состоялся только в начале 1960-х годов. Первый пассажирский магистральный тепловоз появился только в 1928 году в результате сотрудничества нескольких американских и канадских локомотивостроительных компаний.

Советский маневровый тепловоз ТЭМ2. Выпускался 1960 по 2000г.
Советский маневровый тепловоз ТЭМ2. Выпускался 1960 по 2000г.

Со временем тепловоз стал экономически выгодной заменой малоэффективным устаревшим паровозам. Дизельные локомотивы имеют КПД 26–29 % против 8 % у паровозов, и стоимость часа работы тепловоза уже в 1930-е годы была в два с лишним раза меньше, чем у паровоза.

Спасибо, Вам, за то, что остаетесь с нами, подписываетесь на канал, ставите лайки и комментируете!

Не изменно Ваши, Smart Simulation!