Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая медико-санитарная часть № 9» обратилось с иском к открытому акционерному обществу «Красноярский завод холодильников «Бирюса» о взыскании убытков в размере 806 415 рублей в возмещении ущерба из-за самопроизвольного отключения бытовой морозильной камеры «Бирюса-114», в результате чего пришло в негодность 755 доз лекарственного препарата - вакцины «Гам-Ковид-Вак», которые пришлось утилизировать.
Завод просил в иске отказать, сослался на то, что морозильная камера «Бирюса-114» является бытовой, для хранения вакцины надо было использовать камеры медицинские морозильные «Бирюса-245К-К» и «Бирюса-215К-В», в которых толщина теплоизоляции значительно больше, что позволяет, в случае если отключится морозильная камера, сохранить температуру внутри по времени дольше, чем в камере морозильной «Бирюса-114».
Рассмотрев представленные доказательства, суд установил, что материалами дела подтвержден факт поставки истцу товара ненадлежащего качества, в ходе эксплуатации которого в пределах гарантийного срока возникла поломка термостата, причинившая истцу материальный ущерб.
Вместе с тем, по правилам пункта 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Бытовые морозильные камеры не являются медицинскими изделиями, они не показывают точной температуры, режим «замораживание» и требуемая температура устанавливается только терморегулятором.
В медицинских камерах «Бирюса-245К- К» и «Бирюса-215К-В» устанавливается электронный блок управления, который обеспечивает возможность более точной установки температур и их контроля на дисплее. Поддержание и отображение температуры проводится по температуре в объеме морозильника с дополнительными функциями отображения индикации аварийных режимов и звуковой сигнализации. Если произошло отклонение температуры, то срабатывает звуковая сигнализация.
То есть в случае отключения морозильной камеры истец мог услышать звуковой сигнал, что температура понизилась. При бытовых морозильных камерах звуковой сигнал отсутствует.
Таким образом, хранение вакцины в специализированной морозильной камере позволило бы обеспечить возможность более точной установки температур и их контроля на дисплее с дополнительными функциями отображения индикации аварийных режимов и звуковой сигнализации, а также сохранить дольше температурный режим за счет улучшенной теплоизоляции.
Суд также учел, что бюджетное учреждение здравоохранения хранило вакцину в бытовой морозильной камере ввиду наличия угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах с учетом ст. 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что размер ответственности завода подлежит уменьшению исходя из принципа разумности и справедливости с отнесением на учреждение здравоохранения убытков в размере 20 %.
С открытого акционерного общества «Красноярский завод холодильников «Бирюса» в пользу бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая медико-санитарная часть № 9» взыскано 564 490 руб. убытков, а также 13 390 руб. - расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Подписывайтесь на канал медицинского юриста, рекомендуйте коллегам!
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх». Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно (по теме публикации).
По предварительной договоренности провожу индивидуальные консультации.
Инструкцию по применению лекарства пациент может не читать (не обязан изучить)?