Монголия планирует в ближайшее время вернуться к крупному энергетическому проекту на Эгийн-Голе, левом притоке Селенги — крупнейшей реки, впадающей в Байкал. Инициатива давняя, рассматривали ее еще в советское время — отечественные специалисты даже проводили соответствующие исследования в соседней стране, а ленинградский институт ГИПРОГОР подготовил тогда проекты нескольких ГЭС, но из-за развала СССР реализованы они не были — собственными усилиями Монголия была не в состоянии воплотить эти инициативы.
Россия против
В прошлом же десятилетии Улан-Батор вернулся к старой задумке — была проделана большая подготовительная работа и даже найдены инвесторы. Возведение станции оценивалось в $1 млрд, который Монголии в качестве кредита предоставлял Китай; Улан-Батор рассчитывал за 20 лет погасить долг. Но многие экологи выступили против строительства. Конечно, подобная реакция со стороны защитников природы вполне ожидаема в любой стране при реализации похожих инициатив.
Однако в данном случае главной проблемой стала Россия, где ряд профильных ведомств не поддержал монгольский проект. Общественность, в том числе и профессиональная, также высказывала свою озабоченность. Критика была и со стороны Koмитeтa вceмиpнoгo нacлeдия ЮHECKO.
Подобная реакция объяснялась тем, что новая ГЭС нанесет серьезный урон озеру Байкал, которое может попросту обмелеть со временем. Озвучивались и другие возможные риски, включая усиление сейсмичности в районе. Учитывая столь сильное давление, работы над проектом пришлось приостановить (Китай отказался финансировать стройку до урегулирования споров между странами), как и в отношении двух других инициатив — ГЭC «Шypэн» и «Opxoн».
К энергетической независимости
В сентябре 2021-го Монголия подписала контракт с китайскими партнерами относительно возведения гидроэлектростанции мощностью 90 МВт на реке Ховд. Проект оценивается в $300 млн — кредит предоставит Пекин. Мы рассказывали о данном проекте в июне этого года. Ввод станции в эксплуатацию намечен на 2027-й. И этот объект мало волнует Россию.
А в 2022-м Улан-Батор объявил и о намерениях вернуться к проекту Эгинской ГЭС в бассейне Селенги, замороженному несколько лет назад. По предварительной информации мощность станции составит 315 МВт (хотя в некоторых источниках в последнее время говорится о 220 МВт). Высота плотины — 103 м; объем водохранилища — 5,7 млрд куб. м. ГЭС будет вырабатывать около 600 млн кВт*ч электроэнергии в год. В Монголии уверены, что на этот раз задумку доведут до конца и страна еще больше приблизится к тому, чтобы стать со временем энергетически самостоятельной.
Сейчас в этом отношении государство во многом зависит от России и КНР. К тому же в самой Монголии в структуре производства электроэнергии доминирует теплоэнергетика — практически все крупные ТЭЦ были построены еще в прошлом веке при непосредственном участии советских специалистов.
В последние годы реализуются проекты солнечных и ветряных электростанций, мощность которых суммарно составляет около 280 МВт. Что же касается гидроэнергетики, то в данный момент в Монголии с ее большим потенциалом действует лишь несколько малых ГЭС общей мощностью 31 МВт.
Россия не против?
В сентябре 2022-го сообщалось, что вопрос будущей станции обсуждался премьер-министром Монголии Лувсаннамсрайном Оюун-Эрдэнэ непосредственно с президентом РФ Владимиром Путиным во время Восточного экономического форума во Владивостоке. По итогам двухсторонних переговоров было принято решение о проведении в сотрудничестве с ООН тщательных исследований, чтобы оценить, насколько строительство ГЭС отразится на реке Селенге и озере Байкал.
В том же месяце тема поднималась и в Узбекистане на саммите ШОС на трехсторонней встрече монгольского президента Ухнаагийна Хурэлсуха с коллегами из России и Китая — Владимиром Путиным и Си Цзиньпином соответственно.
В ближайшее время должны быть обнародованы официальные данные проведенного французскими специалистами исследования. Их в свою очередь представят Комитету Всемирного наследия ЮНЕСКО. Опираясь на предварительные заключения, министр энергетики Монголии Нансаныл Тавинбэх заявил, что ГЭС не окажет серьезного влияния на Селенгу и озеро Байкал в случае принятия дополнительных мер.
В России тем не менее по-прежнему отношение к проекту неоднозначное. В конце сентября 2022-го участники круглого стола «С заботой о Байкале» в Общественной палате РФ заявили, что гидроэлектростанция представляет угрозу для озера. Участники мероприятия выразили озабоченность в отношении того, что российские власти в этот раз не проявляют жесткой позиции в отношении проекта, как это было в середине прошлого десятилетия.
С большой долей вероятности в свете последних сообщений проект ГЭС все-таки будет реализован. Всяческое содействие в этом отношении обещал оказать и Генсек ООН Антониу Гутерриш. Строительство станции в 2016-м оценивалось в $1 млрд, который Монголии в качестве кредита предоставлял Китай; Улан-Батор рассчитывал за 20 лет погасить долг.