Мальчики труднее адаптируются к школе. В первый год обучения не стоит записывать школьника в различные секции. Уроки не нужно делать полдня. Регулярно спрашивайте ребенка про стул и научите ходить в школьный туалет. Об этом на семинаре для родителей, который прошёл в медиахабе «Чердак», рассказала врач-педиатр Наталья Ворошилина.
Адаптация к школе
— Легкая адаптация – та, что проходит в течение месяца. Этот месяц нужно быть со школьником максимально бережным, лояльным к его поведению и чувствам. Два-три месяца – это адаптация средней степени тяжести, всё что дольше – тяжелая адаптация. У мальчиков она проходит тяжелее, чем у девочек. Тяжелее и тем, кто идет в школу раньше (например, в 6 лет тяжелее, чем в 7). Но это общие тенденции, всё индивидуально. И может быть кто-то из мальчишек в 6 лет адаптируется легче, чем девочка в семь.
Сон
— Первый месяц в школе прошел. Проследите, изменился ли у ребенка сон: его качество и количество. Школа — настолько энергозатратное мероприятие, что первоклашки начинают спать днем, либо пораньше ложатся с вечера. Это нормально. Наблюдайте, как ребенок спит: просыпается ли, скрипит ли зубами, иногда в этом возрасте стартует лунатизм. Всё это говорит об эмоциональных нагрузках. В целом, 10 часов сна в сутки для первоклассника – нормально. Это может быть 9 часов ночного и час дневного сна. Перед сном ребенок должен провести время не с мультиками и не с онлайн-игрой, а в спокойной атмосфере. За два часа до сна гаджеты лучше убрать.
Активность
— Дети 40 минут сидят на уроке, на переменах их тоже ограничивают в движении, поэтому после уроков крайне необходимо набегаться. Если ребенок пришел домой и сел за мультики – беда. Должны быть 1,5-2 часа физической активности каждый день, причем на улице (кстати, это же касается и взрослых, поэтому — вперед вместе с ребенком). Уроки не должны делаться полдня – это неэффективно, непродуктивно, это выматывает ребенка, родителей и даже соседей.
Кружки, секции, курсы
— На первом году обучения должна быть только школа и привыкание к ней. Ребенка нужно научить учиться. Музыкальную школу, курсы английского, ментальную математику оставьте на второй год обучения или хотя бы на второе полугодие. В спортивные секции водить ребенка можно, особенно, если он ходил раньше, но с секциями, предполагающими работу на результат, нужно повременить. Потому что школьник будет переживать не только за успех в учебе, но и во внешкольной жизни.
Еда
— В период адаптации к школе вкусовые пристрастия и объем порций у ребенка могут меняться. Кто-то от переживаний начинает есть больше, кто-то меньше. Многие дети не завтракают дома и потом не обедают в школе. Длительное отсутствие еды может вызвать головные боли. Нужно следить, чтобы ребенок ел, но не переусердствовать. Если школьник съел порцию макарон размером с собственный кулачок – достаточно, свою долю углеводов он получил. Помним о принципе тарелки: одна половина – это овощи, вторая половина делится на две части – злаки и белок (мясо, рыба, бобовые). И тарелка не должна быть огромной, это уже история о маминых неоправданных ожиданиях.
— Перекус в школе. Ланчбоксы – очень приветствуются. Там могут быть орехи, батончики-мюсли, фрукты. Но есть еда, которую в школу носить нельзя – это быстропортящиеся продукты, не давайте те, что сильно крошатся. И я как доктор напоминаю про мытьё рук, учите этому детей, многие школьники забывают про гигиену перед едой.
Туалет
— Регулярно интересуйтесь, был ли у ребенка стул. В период школьной адаптации стартует вторая волна запоров (первая, когда идут в сад), и бывает, родители замечают проблему поздно. Но спрашивайте ненавязчиво, как бы между прочим, чтобы не посеять в ребенке тревогу. У школьников бывает страх пользования школьными туалетами: ходить разрешают в основном на перерыве, в это время там толпа, кабинки не закрываются, кто-то стесняется, кто-то привык к влажным салфеткам, а, случается, нет даже туалетной бумаги.
Существует много нюансов, которые ребенка могут смутить и привести к мысли ходить по-большому только дома. Обратите внимание на это. Объясняйте, что когда он хочет сходить по-маленькому, терпеть не нужно. Если ребенок жалуется, что с урока не отпустили в уборную, проговаривайте это с педагогами. Недопустимо, чтобы первоклассник не пошел в туалет, особенно для девочек в силу строения мочеполовой системы.
Глаза и осанка
— Остроту зрения у школьника проверяем минимум раз в год. Если он начинает жаловаться на головную боль, проверьте, все ли буквы ребенок видит. В возрасте 6-7 лет может проявляться миопия. Суперполезны для глаз игры с мячом, когда нужно следить за траекторией предмета, и глаз постоянно находится в движении. Просто поиграйте с воздушным шариком – уже хорошо.
— Есть понятие нарушение осанки, а есть диагноз сколиоз. На развитие первого мы можем повлиять, второго практически невозможно. Не столько важно, в какой позе сидит ребенок и подходит ли стул по росту, сколько важно время, проведенное в такой позе. Поэтому, если школьник будет сидеть скрючившись, главное, чтобы это длилось не два часа ежедневно (т.к. это приведет к мышечному напряжению и боли). За пятнадцать минут ничего страшного не случится. А вот наличие двигательной активности, о которой уже говорили, расслабит мышечный корсет. Рюкзак носим на двух плечах, а его вес должен быть не больше 15% от массы тела ребенка.
Гаджеты
— Важно менять фокусное расстояние. Когда ребенок сидел с телефоном у самого носа, то следующий экран, который он станет смотреть, должен быть на расстоянии нескольких метров. Условно посмотрел телефон 15 минут, потом обязательная двигательная активность. Затем можно 15 минут посмотреть телевизор. Всё это нужно, чтобы мышцы глаза не так напрягались и работал аккомодационный аппарат глаза [обеспечивает фокусировку изображения]. Для первоклассников общее время, проведенное с гаджетами, не должно превышать часа в день. Но чем меньше, тем лучше.
Витамины
— Всё очень индивидуально. В принципе, все витамины можно взять из продуктов питания, поэтому очень важен полноценный рацион. Но есть дети, которые не едят морепродукты, тогда нужно контролировать дотации йода и омега-3 жирных кислот. Есть те, кто не ест зелень и продукты с фолиевой кислотой. Возможно, им нужно давать её дополнительно. Не ест мяса – контролируем железо. Витамин Д нужен абсолютно всем детям, проживающим в нашей климатической зоне. А золотой таблетки не существует. Ничто не будет лучше для ребенка, чем родительская поддержка и здоровый эмоциональный фон в семье.
Автор: Жанна Гавриленко