Найти тему

ПОЧЕМУ Я СЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ.ТОП 10 ГЛАВНЫХ ПРИЧИН

Екатерина Илясова, психолог
Екатерина Илясова, психолог

Ко мне часто обращаются люди с заниженной самооценкой. Запрос, который они формируют в процессе работы: «Хочу научиться ЛЮБИТЬ и ЦЕНИТЬ СЕБЯ».

Почему так происходит, что Любить и Уважать себя становится невозможным? Предлагаю разобраться в причинах, которые формируют такое отношение к себе.

Ценность себя – это та основа, которая закладывается еще в детстве. Если родители хотели и ждали появления ребенка на свет. Если к нему относились с любовью и уважением, то вырастая, человек продолжает эту историю. В его бессознательном заложен важный код: «Ты ценный! Мы рады, что ты у нас есть».

Естественно, такому человеку не составляет труда любить и принимать себя.

Но, к сожалению, человеческое существо является очень уязвимым и беззащитным. Ребенок рождается без критики к происходящему в семье. Поэтому, порой даже самые деструктивные сценарии воспринимаются как норма (созависимые, абьюзивные, токсичные отношения воспринимаются как норма!)

Чтобы ребенок чувствовал себя ценным и смог впоследствии себя любить, должны выполняться условия в его развитии:

1. Соблюдение границ во взаимоотношениях. Получение одобрения и уважения к его внутренним границам.

2. Чувство защищенности и стабильности. В современных условиях, когда каждый день нас "радует" новыми непредсказуемыми событиями, соблюдение этого условия становится еще более важным и значимым.

3. Поощрение не должно быть только за какие – то заслуги. Ребенок должен чувствовать, что его любят потому, что он есть и такой какой есть.

4. Наказание в виде игнорирования рождает страх отвержения. Такие люди, становясь взрослыми, очень бояться быть отвергнутыми и становятся «удобными». Такая форма наказания на языке ребенка звучит так: «Ты для меня – пустое место. Тебя больше не существует». Стоит ли продолжать говорить, что такой человек считает себя не значимым для самого себя. Он преследует цель заслужить признание и одобрение других людей, так как ценность Себя основывается на том, как его воспринимают эти люди.

5. Требование к ребенку, чтобы он сам догадался почему мама разозлилась. Дети с трудом могут идентифицировать собственные переживания и чувства. Это становится возможным по мере взросления и наличия поддерживающего взрослого. Роль взрослого в том, чтобы быть в контакте со своими чувствами и помогать ребенку с ними разбираться.

6. Наказания за жадные и эгоистичные проявления. Например, ребенка склоняют к тому, чтобы он поделился с младшей сестренкой любимым пирожным. А ему самому мало. Но он выполняет требование взрослых. При этом чувствует досаду и обиду. В его голове формируется убеждение о себе: «Мои чувства и желания не важны».

7. Наказание за ошибки. По – хорошему, человек должен усвоить, что ошибки совершают те люди, которые что – то делают. Ошибки – это часть опыта. И самое важное – научиться их исправлять и использовать этот опыт в сторону развития своих качеств, знаний и т.д. Если ребенка ругают за ошибки, то впоследствии он боится сделать выбор, стремиться к перфекционизму, может переживать нервные срывы. Если такой человек совершает ошибку, то очень болезненно ее переживает и думает о себе как о неудачнике.

8. Сравнивание с другими детьми. Мои пациенты часто вспоминают истории, как их родители восхищались другими детьми, при этом игнорировали успехи собственного ребенка. Такое отношение тоже травмирует личность ребенка. Во взрослой жизни человеку становится сложно ценить свои успехи и гордиться собой. Он всегда сравнивает себя с другими и может ценить и уважать себя тогда, когда превосходит их. Это становится большой проблемой, так как восприятие собственного «Я» формируется за с чет того, чтобы быть лучше других. Но, как известно, всегда находится кто – то, кто более успешен. Поэтому человек испытывает глубокое разочарование и недовольство собой.

9. Обесценивание. Это та бомба замедленного действия, которая разрушает человеческое «Я». Чтобы человек ни делал, как бы ни старался – он остается не доволен собой, своими результатами. Он испытывает ощущение, что находится в вечном забеге, не может остановиться, боится оглянуться назад. Все хорошее, что он делает, становится не значительным на фоне какой – нибудь совершенной оплошности (глупости). Такие люди стремятся к идеальности, не умеют наслаждаться жизнью и переживают о будущем. В детстве они получали такую «поддержку: «Пятерка по математике? Тебе просто повезло! Я бы могла тобой гордиться, если бы ты участвовал в олимпиаде по математике». Но, к сожалению, это не предел. Ребенок мог участвовать в олимпиаде. Но родитель снова был недоволен. Это ведь не международный уровень!

10. Рождение другого ребенка в семье. Появление еще одного ребенка – это травматичный опыт. Но проходят его дети по – разному. Кому – то из родителей хватает времени, мудрости, тепла и терпения, чтобы помочь ребенку справиться с негативными чувствами, а кто – то отрицает переживания ребенка и не придает им значения. Дети испытывают разные чувства от любви до ненависти. И, когда родители наказывают ребенка за проявление негативных чувств (зависть, ненависть, злость), то у него формируется понимание собственной вины, плохости и не нужности.

Если ребенок не чувствует себя нужным и любимым для своих родителей, то становясь взрослым, продолжает также относиться к самому себе. Любить и принимать себя он не может, так как не было такого опыта в семье.

Как видите, есть очень много внутренних причин, которые влияют на собственную самооценку и любовь к себе. Поэтому очень важно разобраться с теми причинами, которые могли сформировать не правильное отношение к себе.

Любить и уважать себя – это основа для гармоничного развития личности человека!