Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
В которой герои испытывают благодарность
Расставаться категорически не хотелось, и при мысли, что им с бабушкой уезжать уже послезавтра, Катя не удержалась и воскликнула:
- Как жаль, что у нас так мало времени!
- Катюш, оставайся... - предложил Женя. - Побудем вместе подольше. Я покажу тебе свой Петербург. Хочешь?
Увидев ее сияющее лицо, быстро стал искать билет на свой самолет.
- Погоди! - Катя испуганно приложила ладонь ко лбу, - а как же бабушка? Сейчас, я быстро!
Лидия Васильевна бодро сказала в трубку "Алло!" и потом хитро спросила:
- Ну что, внука, остаешься в Петербурге?
- А как ты...
- Ну, я на свете живу несколько подольше тебя.
- Бабуль, а как же ты?
- А что я? Маленькая, что ли? Катюха, пока молода, надо жизнь свою устраивать, а не за бабушкой носиться!
Катя с изумлением слушала бабулю.
- Внука, давай серьезно. Ты понимаешь, насколько это уникальная ситуация, когда вы встретились в Петербурге при таких обстоятельствах, неужели тебе не хочется продлить время пребывания здесь?
- Хочется. Но я не думала бросать тебя.
- Перестань пожалуйста, или я включу злую математичку!
- Спасибо, ты - лучшая бабушка в мире! - завопила Катюша и отключилась.
Конечно же, билеты на удобный рейс закончились. Тогда Женя нашел другой - вылет рано утром в понедельник, с явным опозданием на работу. Но какая разница, если они будут лететь вместе?
- Катя, ты сможешь опоздать в первый рабочий день?
- Конечно, тем более, что судя по всему, я совсем немного опоздаю, надо только предупредить коллег. Погоди, ты что, собираешься сдавать свой билет? Не надо! Ну, полетим порознь, ничего страшного. Я улечу позже тебя всего на пару часов. Ерунда. Зато после работы снова встретимся.
Билет был куплен, и в распоряжении ребят оказались еще целых три чудесных, обещающих счастье, дня.
Лидия Васильевна уже давно была в номере отеля, когда Катя вернулась с прогулки.
- Ты светишься, - пошутила мудрая бабушка.
- Я знаю, - пропела счастливая Катерина, и плюхнулась на кровать. - Мы столько прошли километров, что у меня ноги уже должны были отвалиться. А я ничего не чувствую...
- У тебя, кажется, крылья режутся за спиной, - невозмутимо сказала Лидия Васильевна.
- Какие еще крылья, - улыбаясь, оторвалась от подушки Катюша.
- Какие-какие...счастья, конечно же, - проворчала бабушка.
Катя рассказала, что они купили билет на самолет. Бабуля практично посоветовала немедленно добыть ручку и распечатать на ресепшене заявление на возврат денег за Катин билет на поезд. Сама внучка сейчас не додумалась бы до такого.
- Эх, как далеко зашел прогресс, - мечтательно протянула Лидия Васильевна, глядя, как Катя быстро заполняет заявление. - Все в режиме онлайн! Кабы нам такое в молодости, мы бы с Коленькой много мест успели осмотреть!
На следующий день Лидия Васильевна на пол дня опять уехала к подругам - решили как следует наобщаться напоследок, перед тем, как разъехаться по разным городам. Конечно, появившийся из ниоткуда Катин коллега повлиял на ее решение, а так как бабушка всегда лихо соображала, она решила убить одним выстрелом двух зайцев. Когда Лидия Васильевна поймала себя на этом сравнении, перед ее мысленным взором встал заяц Арсений около Петропавловской крепости. Как живой, он смотрел на нее с укоризной. "Арсений, я не то имела в виду, говоря про зайцев", - мысленно покаялась Лидия Васильевна и улыбнулась. Почему-то воспоминания об ушастой скульптуре вызывали особую теплоту в душе.
На остаток дня Катя вернулась к бабушке - им предстояло выбрать сувениры. О, это Лидия Васильевна чересчур любила, поэтому внучка сдерживала бабушкины порывы вывезти все содержимое сувенирных палаток в Нижний Новгород.
- Катерина, гляди, шикарная кружка! С Казанским собором! Ой, и с Исаакиевским... а тут Храм Спас-на-Крови...и Троицы Живоначальной...
- Берем все четыре кружки? - коварно спрашивала внучка.
- Нет, это перебор, - разумно отступала бабуля, но тут же заново оживлялась , - кожаные кошельки с питерскими видами! Полезная, рациональная вещь...
- ...была бы, кабы ты не владела аж четырьмя похожими, лежащими дома, - заканчивала Катя, - нет, себе я такой не хочу.
- Хорошо, ну, платок цвета Невы даже ты не забракуешь!
- Вещь классная, - одобрила Катюша и, невинно хлопая ресницами, осведомилась, - когда ты в последний раз носила платок?
- Катерина, ты не Алексеевна, ты - Церберовна! Вот я сейчас ничего не куплю, а у меня возраст, я лет через пять уже начну забывать, где мы были... Так, я хотела еще посмотреть сувениры у Гостиного двора.
- Вот видишь, ты зря грешишь на склероз, которого нет. Ты учитель и вдобавок математик, твоей памяти может позавидовать советский разведчик.
Так, шутливо препираясь, нижегородские дамы в итоге сошлись на полотняной сумке с домом компании "Зингер", маленькой косметичке с Исаакиевском собором, кожаной ключнице, таблеточнице с перламутровой крышкой, двух чехлах для смартфонов и дамском зеркальце. Скромненько и необъемно.
Перед отъездом Лидия Васильевна выдвинула идею - Катя оставляет весь багаж ей, себе забирает только самое необходимое на два дня. С вокзала Лидию Васильевну встретит таксист, так что никаких сложностей не предвиделось.
Рано утром Катя и Женя проводили бабушку на поезд. Лидия Васильевна чмокнула внучку в щеку, шутливо взяв обещание, что та будет благоразумной. Женя обещал вместо Кати, что все проконтролирует. Помахав на прощанье удаляющемуся поезду, Женя с Катей вернулись в окончательно проснувшийся город и уселись завтракать в столовой.
- Катюш, как с твоим проживанием? Отель позволил остаться еще на пару ночей?
- Да, правда всего на одну ночь, а мне надо две. Ну, подожду, может что-то еще найду.
- И зачем? - Женя лихо кромсал свой блинчик с творогом. - Перебирайся ко мне. У меня в номере две раздельные кровати.
Катя покраснела и стала еще очаровательней.
- Катюш, не переживай, мне бы и в голову не пришло воспользоваться твоим уязвимым положением человека без жилья. Обещаю ближе полутора метров к твоей кровати не приближаться. Идет?
- Ладно, и вообще, я тебя не боюсь!
- Очень опрометчиво с твоей стороны, - словно про себя сказал Женя и увидев ее огромные глаза, расхохотался. - Все, больше не буду тебя пугать!
Все-таки Петербург с Женей сильно отличался от Петербурга с бабушкой. С Лидией Васильевной они неспеша передвигались от одной достопримечательности к другой, а с Женей носились по городу так, что Кате казалось, будто они перемещаются на транспорте.
Однажды они должны были переходить улицу, залитую водой от поливальной машины. Женя моментально сориентировался, подхватил Катюшу на руки и перенес драгоценную ношу на "сушу".
Если бы им через много лет спустя предложили бы описать одной фразой настроение тех дней, они сошлись бы на этом:
"Бабочки в животе".
Легкая форма счастливого помешательства, когда ты можешь мало есть, мало спать, одной рукой сворачивать горы, а другой - останавливать коня на скаку или укрощать его. Совсем как юноши на Аничковом мосту.
В пятницу вечером, когда они уже разбежались по своим отелям, Женю вдруг осенило. Он быстро нашел Катин номер.
- Ты не спишь? Как насчет Кронштадта завтра? Вы с бабушкой не были? Отлично, значит, едем!
В субботу утром Катя перекинула свои оставшиеся вещи к Жене в отель, и вот уже быстроходный "Метеор" несет путешественников к городу-крепости.
Кто бывал в Кронштадте, знают - он изначально создавался для защиты северной столицы.
Петру I повезло - в Балтийском море как по заказу находился остров Котлин, на котором и возник Кронштадт. А вот с остальными фортами пришлось повозиться: для создания мощной оборонительной цепи соорудили ряд насыпных островов. Раньше до города можно было добраться только водой. Но неугомонный XX век подарил людям Кольцевую автомобильную дорогу.
Так что туристы имеют целый ассортимент способов, как добраться до острова. Автобусы, маршрутки, автомобили, теплоходы... Конечно, цена разнится, но главное - наличие выбора.
Больше всего Катю поразило, что стены домов до сих пор хранят следы обстрела.
- Неужели это со времен Великой Отечественной войны? - качнула она головой на отметины.
- Похоже на то.
Они вышли к Якорной площади - там, где властвовал Морской Никольский собор.
- Говорят, деньги на его строительство жертвовали моряки в течение нескольких лет, - Женя задрал голову, прищурясь, чтобы разглядеть купол.
- Это нечто невероятное, я хочу зайти внутрь, - Катя вопросительно посмотрела на Женю. Тот кивнул, улыбаясь своим мыслям.
В храме Катя слушала особую тишину, свойственную таким местам. Женя успел ей рассказать, что его создание шло в очень неспокойные для империи времена. Через год после завершения строительства началась Первая Мировая война, а скоро грянула революция. Как удивительно, что среди бурь житейских и тревог о будущем находились силы у народа на создание красоты!
- Во времена советской власти здесь был кинотеатр, матросский клуб, театр Балтийского флота... а еще я мог бы почитать этот собор не за его величие, а за непосредственное покровительство. Если бы продолжил учиться на судоводителя. Хотя, конечно, военным моряком я бы не стал.
Катюша вопросительно поглядела на своего спутника. Женя - мореплаватель?
- Не могу себе представить!
- Если тебе интересно, могу рассказать, как так получилось, - шепотом ответил друг. - Давай выйдем на улицу и продолжим прогулку, по дороге расскажу.
- Мой дед долгие годы провел в холодных морях нашей родины. Я вырос на его рассказах - дед относился к воде, как к огромному зверю, не терпящему слабых. И как к стихии свободных людей. Наслушавшись его историй, я заглатывал романы Жюля Верна и Джека Лондона про моряков. Вообще старался читать все, что попадется под руку, если там фигурировала морская жизнь - у деда на полках теснились книги Купера, Дюма, Стивенсона, Беляева... да и многие другие, я уже подзабыл. В детстве читал книги "Мореплавания Солнышкина" взахлеб. Помнишь писателя Виталия Коржикова?
- Помню, нам в младшей школе на лето задавали читать в качестве дополнительного литературного задания.
- Ага. Ну и опьяненный литературным морем, я, на радость деду и к ужасу родителей с бабушкой, объявил, что хочу стать мореплавателем. После девятого класса подал документы в наше училище. Ты видела его, наверное, недалеко от Чкаловской лестницы.
- Кажется, я догадываюсь, что было дальше, - с улыбкой продолжила Катя. - Романтический флер стал рассеиваться?
- Да, но поначалу я был счастливый до невозможности. Учусь среди моряков, как же! Правда, училище речное, но это ерунда. Главное, я - судоводитель! Дед мной так гордился! Во второй половине учебного года я с ужасом стал понимать, что жизнь моряка в книгах и наяву - две параллельные вселенные. Пообщался со старшекурсниками, представил себе реальную жизнь с такой профессией. А потом раскрутил на долгий разговор свою бабулю. Кстати, на время учебы я переехал к деду и бабушке - родители были категорически против моего выбора, они винили деда, папиного отца в чрезмерном влиянии на мой неокрепший мозг. Дед еще тогда в запале обозвал их сухопутными крысами.
- Ого! Не хотела бы я попасть под горячую руку твоему дедуле!
- Никто не хотел, - усмехнулся Женя.- Так вот, бабуля нехотя объяснила, почему она против этой затеи. Ей тяжело давались эти вечные отлучки мужа на полгода и больше. Она деда сильно любила, когда он приезжал из рейса, светилась вся, по рассказам отца. А у деда один разговор - терпи, Маруся, да жди. Чего ж еще жене моряка пристало делать? Разговор с бабулей еще сильней поколебал мою уверенность в том, что я правильно раз и навсегда выбрал свою судьбу. Лето после первого курса все решило. Я оказался здесь с семьей своего одногруппника.
- В Кронштадте?
- Да, мы на несколько дней останавливались в Питере у родственников моего приятеля Кольки. И вот очутились мы с ним на площади перед Морским собором. Восхищение, конечно, восторги. Такой собор - и наш, моряковский! И как будто кто-то на ухо мне шепнул - "не твой".
Женя остановился и посмотрел на Катю. Она внимательно ловила каждое слово. Когда Катя сосредоточенно думала или слушала что-то важное, она ловила прядь своих волнистых волос и неосознанно наматывала их на палец.
- Продолжай, пожалуйста! - попросила она, накручивая пушистый локон.
- Мне было сложно принять поворотное решение в неполные шестнадцать лет. Я ворочался на кровати ночами и думал - неужели я не люблю море? Не хочу побывать в дальних странах? И я нашел ответ. Море люблю, но на отдыхе. Отлично идти на экскурсионном теплоходе, катере, пароме далеко в море, не думая о работе. Дальние страны для меня тоже станут открыты - только я буду свободен выбирать, куда отправиться. Не будет необходимости подчиняться - надо везти груз в Аргентину, значит, идем туда. А там... разве получится нормально осмотреть страну, города? Для меня ответ очевиден. Помимо этого, даже в юности мне хотелось иметь семью. Каждый день возвращаться и видеть дорогих сердцу людей. Как представил тогда, что по полгода буду отсутствовать... Может, кому-то бы это подошло, но не мне.
- И не мне, - тихо проговорила Катя. - Если бы ты уходил в море, и мне пришлось бы тебя ждать, я, конечно, ждала бы, но это было бы болезненно. Никакие деньги моряков этого не стоят.
- Мне нравится твой настрой - желание видеть свою половину каждый день вечером, - заулыбался Женя и подхватил ее руку.
- И что же было дальше? Как твой дед отреагировал?
- Как и положено просоленному морскому волку - с проклятиями и крепкими словечками. Но я-то той же породы, когда слышу несправедливые обвинения, меня прям подбрасывает от негодования. Знатно мы тогда поругались. Собрал я вещички, вышел за дверь квартиры, слышу - бабушка деда распекает. Она мудрая у меня была, при посторонних мужу и слова резкого поперек не говорила, да и при родственниках тоже. Но наедине - уж держись. Так или иначе, я доучился в школе, поступил на юридический, потом в армии отслужил - и вперед, трудиться во имя родной и любимой юриспруденции.
- Ты не жалеешь?
- Конечно, нет. Знать права и обязанности на профессиональном уровне - отличная страховка по жизни. Потом, мне нравится идея, что я смогу защитить правых от несправедливости. Да, я не специалист по всем областям. Но принципы защиты одинаковы - столкнулся с проблемой, изучай законы, ищи случаи из практик. Звони знакомым юристам - одногруппникам, сокурсникам. Да и просто контактами за годы работы обрастаешь.
После выхода из Морского собора они прошлись по Якорной площади, постояли у памятника адмиралу С.О. Макарову.
За разговорами они вышли к пристани. Военные корабли грозными рядами покачивались на волнах.
Пушки смотрели в сторону предполагаемого вторжения.
Представив, как эти литые чудища рявкают ядрами, Катя поежилась.
Время летело незаметно. Женя с Катей ели мороженое, смеялись, фотографировались, да так увлеклись, что чуть не опоздали на свой обратный "Метеор". Пришлось бежать сломя голову. Женя перемещался легко, Катя, поспевая за ним, радовалась, что не ленилась тренироваться на Чкаловской лестнице.
Пулей влетев на борт, они выдохнули.
- Ты - подготовленная барышня, как я смотрю, - Женя одобрительно поднял большой палец.
- А как же! Любой бухгалтер должен уметь быстро бегать, есть бумагу и внезапно пропадать со всех радаров, - серьезно откликнулась Катя.
- Ну, последнее ты точно умеешь делать профессионально. Я бы не набрел на твой след, если бы ты не рассказала мне про предстоящую питерскую поездку. Бегаешь тоже неплохо...
- Будешь заставлять меня есть бумагу?
- Ни в коем случае! А вот ужин - да. Или ты опять скажешь, что не проголодалась?
- Немножко, - Катя застенчиво отвела глаза. Надо сказать, что поначалу она и во время их рабочих обедов ела, как птичка, в лучших традициях Скарлетт О'Хара. Потом привыкла. А сейчас, когда у них каждый день фактически представлял собой одно сплошное свидание, Катюша будто научилась синтезировать из воздуха питательные вещества. Но Женя прав, перекусить стоило.
- Катюш, пошли любоваться заходом солнца, - после кафе Женя пригласил подругу на набережную.
- Знаешь, бывают предложения, от которых нельзя отказаться! - Катя взяла его под руку, и они ускорили шаг, чтобы застать всю красоту северного вечера.
Что может быть романтичнее летнего заката в Петербурге? Только закат, встреченный вдвоем с тем, от кого сердце бьется чаще.
Женя с Катей стояли, обнявшись, на набережной, наблюдая, как медленно растекается золото солнца по небу.
- Смотри, смотри, - Женя оживился, - шпиль Петропавловского собора словно пробивает облака! Может, это вход в парадиз? О котором мечтал Петр I?
- Действительно, - согласилась Катя, - я в детстве всегда мечтала оказаться на таком розовом облаке - мне оно казалось плотным и волшебным, как ковер-самолет. А сейчас чувствую, что мне и на земле так хорошо, что лучше не бывает!
- И мне! Хочется сказать - спасибо за Петербург!
Продолжение следует.
Часть 1. Все начинается с идеи.
Часть 2. Что нужно для счастья?
Часть 3. Штрихи к плану.
Часть 4. Как Катя мирила семью и познавала прелесть одиночества.
Часть 5. Красивый пушистый зверь подкрадывается незаметно. Наконец-то, в путь!
Часть 6. Три подарка Санкт-Петербургу.
Часть 7. С чего начинался город.
Часть 8. Сияющая громада алых парусов белого корабля. Место встречи забывать нельзя.
Часть 9. Билет "Средневековье и обратно" с уверенным курсом на счастье.
Часть 10. Когда сказка сбывается.
Часть 12. Петербургская ночь.
Часть 13 (Финал). Когда любимый город становится другим.
#путешествие #рассказ #санктпетербург