Австрийский поэт и драматург Франц Грильпарцер был не только талантливым литератором: читая его философские высказывания, можно поразмышлять о жизни и людях и узнать кое-что новое.
Сегодня мы расскажем, чем отличаются образованные люди от необразованных: что по этому поводу сказал Франц Грильпарцер и почему мы с ним согласны.
Что означает «быть образованным»?
Чтобы быть по-настоящему образованным, мало окончить университет. Даже ученой степени будет мало, если человек не будет стремиться к знаниям дальше. Ведь мир не стоит на месте. Всегда появляется что-то новое, да и из старого мы на самом деле знаем не так много, как кажется.
По сути, образование мы получаем с детства, даже когда еще не знаем букв и не можем говорить: ребенок познает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, слуха, вкусовых ощущений. Во взрослом возрасте мы тоже невольно узнаем что-то новое.
Но желание узнавать это – признак по-настоящему образованного человека: глупец уверен, что уже давно все знает. Получается, можно даже не получать ученой степени, но все равно оставаться образованным.
Как проявляется необразованность?
В недалекости ума. Как мы уже сказали, любознательностью глупый человек не отличается. Кроме того, он не видит закономерностей, не желает поддавать что-либо анализу, редко включает логику.
Более того, необразованный человек действует опрометчиво или же, напротив, все время боится, хотя мог бы начать действовать. А еще он смотрит на вещи и проблемы поверхностно, не вникая в суть.
Жизнь по правилам
По мнению Франца Грильпарцера, это характерно для умного человека. Но если этот человек никогда не нарушает правил, то этот индивид наполовину образованный. Ведь вот что для него характерно:
1. Хорошо развитые твердые навыки, но недостаточно развитые мягкие навыки.
Твердые навыки – это те навыки, которые легко продемонстрировать. Например, это может быть уверенное пользование компьютером, умение работать в графических редакторах и пр.
Мягкие, или гибкие, навыки, отследить и проверить сложно. Это навыки общения и управления. Например, умение работать в команде, умение слушать собеседника и т.д.
2. Недостаточно широкий кругозор.
Этот человек может много знать. Он, в отличие от человека необразованного, стремится к знаниям. Однако ему сложно понять, что иногда лучше нарушить правило, чем следовать ему. Это типичный «отличник», который придерживается того, чему его учили.
Почему иногда нужно нарушать правила?
Казалось бы, звучит не совсем логично: для чего тогда вообще нужны правила, если кто-то будет их нарушать? На самом деле правила – это то, что в большинстве ситуаций соблюдать нужно, но в частных случаях – нет.
Пример: ограничения на реконструкцию старинных зданий очень строгие, и отремонтировать эти здания не получится. Если неукоснительно соблюдать все ограничения, здания могут просто-напросто разрушиться.
И напоследок цитата Франца Грильпарцера: