Сначала родители тратят время и силы, чтобы научить ребенка читать. Кто-то начинает учить детей с двух или трех лет, кто-то перед школой. Вместе с ребенком радуются первым прочитанным словам, предложениям и первым книгам. А в школе сталкиваются с нежеланием открывать книги.
На каком этапе ребенок перестает интересоваться книгой? Почему? Какую роль играют родители в этом процессе?
- Информационный шум
Современные дети живут в информационном пространстве, которое растёт и увеличивается с каждым днём. Школьники перегружены домашним заданием, дополнительными развивающими и спортивными занятиями , у детей не остается времени на чтение книг.
- Нет времени
Часто родители живут в режиме «белка в колесе», а современные гаджеты помогают экономить время, сними легко, быстро и интересно. Дети пользуются гаджетами не хуже взрослых, общаются через мессенджеры, смотрят видеоролики и известных блогеров. Чувствуют себя в тренде.
- Клиповое мышление
Количество потребляемой информации растёт с каждым днем, что не может отражаться на развитие детей. Формируется клиповое мышление. Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.
При таком мышлении ребенку сложно сконцентрироваться, сложно выполнить домашнюю работу, и тем более читать книги.
- Скучно
Книга – это другой мир. Где нужно остановиться, подумать, сделать усилие, анализировать, рассуждать. Чтение – развивает мозг и заставляет думать. Часто можно услышать: « Мне скучно читать!»
Что же делать?
- Начните с себя
Дети – это отражение родителей. Поэтому начинать нужно с себя. Если вы заметили, что ребенок мало читает – это уже хорошо! Значит, вы понимаете, что чтение – это мощный развивающий процесс.
Поговорите с ребенком, узнайте почему он не любит читать. Что нужно сделать, чтобы он начал читать. Расскажите, для чего люди читают, искренне поделитесь своими переживаниями.
- Цель
Пока чтение книг не вошла в привычку, поставьте себе напоминание, можно повесить стикеры или поставить будильник. Поставьте общую цель с ребенком – читать каждый день. У кого-то это может быть страница в день, у кого-то 10 страниц. Важно, чтобы на первом этапе ребенку было легко. Обязательно хвалите: «Молодец, ты сегодня сам сел читать! Расскажи, о чем прочитал?»
- Интерес
Если ребёнку не нравится читать литературу из школьного списка, то старайтесь найти альтернативу. Показывайте другие книги, чтобы он понял, что есть современные авторы и разные жанры: фантастика, пьесы и, допустим, сатира.
Не надо ребенку навязывать свои предпочтения, сходите вместе в книжный магазин, поинтересуйтесь новинками, приобретите ту книгу, которая понравится ребенку, пусть даже вы будете от неё не в восторге.
- Улучшайте навык чтения
Ребенок не любит делать то, что у него плохо получается. Если ребенку трудно даётся чтение, он медленно читает или плохо понимает прочитанное, то вряд ли он будет любить читать. Помогите ребенку преодолеть трудности связанные с процессом чтения, чтобы ещё не открытая книга, не вызывала негатива.
Творчески подходите к решению вопроса, договаривайтесь и сотрудничайте вместе с детьми. Подключите как можно больше людей к вашему процессу. Не только семью, но и друзей, ведь все мы связаны друг с другом.
«Все мы — части социальных сетей, а это значит, что волны от событий, происходящих с другими людьми — не важно, знакомы мы с ними или нет, — расходятся по сети и доходят до нас. То, что мы чувствуем, думаем, делаем, зависит от друзей друзей наших друзей».
Николас Кристакис — психолог, социолог Гарвардского университета.
Автор: Анна Рулёва, тренер «Скородум»