На днях я репостнул себе на стену перевод одного кастильского документа XIII века — за авторством самого Альфонсо X Мудрого, короля Кастилии и Леона в 1252–1284 годах. И подписчик удивился вот этому моменту: "в двадцать восьмой день марта, в год эры тысяча триста восемнадцатый (28.03.1280)". Что за разница в датах? Почему? Неужто у испанцев тринахи было другое летоисчисление? Да, в самом деле: было. С разницей в 38 лет от привычных нам дат. Но почему?
Подкованный читатель, кстати, никогда не понял бы дату из документа неверно, потому что звучит именно "год эры", а не "год Господень" (Anno Domini), что как раз относится к летоисчислению от Рождества Христова. Вообще говоря, такое летоисчисление возникло ещё в VI веке, а к Х столетию уже довольно широко распространилось. Однако процесс бы постепенным, растянулся аж до XV века, а особенно запоздал именно на Пиренеях. Как же считали там?
А там в ходу была та самая Era hispánica, которая в документах просто "эра" — это ещё наследие вестготов, чьё летоисчисление начиналось с 38 года до Рождества Христова. Относительно того, почему повелось именно так, мнения есть разные. Основное высказал уже в VII веке Исидор Севильский: дескать, связано это с римским Вторым Триумвиратом, когда в Испании был впервые установлен положенный римской провинции налог. Также связывается всё с декретом Aera Hispanica Октавиана, ещё не бывшего Августом и римским императором. Ещё есть разговоры о римских медных монетах, но тут уж я совсем судить не могу: Античность — не моё.
Зато о чём судить могу, так это о том, насколько долго такое летоисчисление на Пиренеях применялось. Каталонцы отказались от него в 1180, а до того оба варианта использовали. Скажем, документ о браке Петронилы Арагонской с Рамоном Беренгером IV (том самом, из которого каталонские националисты нынче высасывают существование некого "каталано-арагонского государства", именно в таком порядке), датирован "anno incarnationis Dominice CXXXVII post millesimum, era millesima centesima LXXV", то есть обоими вариантами.
Однако на остальной части полуострова "испанская эра" или единолично, или вместе с Anno Domini использовалась ещё очень долго. В Арагоне и Валенсии от этого отошли только в середине XIV века (уже позднее остальной Европы).
Кастильцы поступили так при Хуане I, в 1383 году. Португальцы — вовсе лишь с 22 августа 1422 (что характерно, это решение короля точно под тем же именем и порядковым номером: Жуана I). Наваррцы на протяжении XV века традицию вестготов также сохраняли.
Особенно интересно то, что год по Era hispánica уже в те стародавние времена считался от 1 января — а в основном такой вариант устоится по Европе лишь в XVI–XVII столетиях, до того с началом года вариантов хватает.
Почему на Пиренеях так долго держались за старую традицию? Сказать трудно, но помимо "так повелось, наша традиция, родная, испанская" есть ещё один момент — летоисчисление по Era hispánica поддерживалось в Аль-Андалусе мусульманами. А их влияние, как ни крути, вплоть до середины XIV века как раз было огромно (и уж конечно, от даты рождения Христа они бы ничего не стали считать).
Вообще говоря, это не единственная необычная система отсчёта в Средние века. Нетрудно встретить и, скажем, отсчёт по годам правления текущего монарха — в том числе у римских понтификов. Хронология недаром является отдельной вспомогательной дисциплиной исторической науки.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат