Евангелие от Иоанна сравнивают с прудом, который может перейти ребёнок и в котором может плавать слон. [Это сравнение принадлежит Григорию Великому (ок. 540–604 гг. н.э.), который уподобил Божье Слово «реке одновременно мелкой и глубокой, которую может перейти ягнёнок и переплыть слон» (Григорий Великий, Размышления о морали в книге Иова, «Письмо к Леандру», 4)]. Хотя словарный состав Иоанна в целом прост, за его словами лежит глубочайший смысл. Как правило, изучающие греческий язык знакомятся с этим евангелием в качестве своего первого опыта чтения Нового завета на древнегреческом языке в силу простоты его словаря и грамматики. С другой стороны, именно в нём содержатся некоторые из самых сложных разделов Нового завета.
Внешнюю простоту евангелия можно увидеть в 3:16, первом стихе Библии, который многие учат на память. Это евангелие одинаково часто используют как при первом благовествовании, так и на занятиях для укрепления и возрастания в Иисусе более зрелых христиан. Оно является очень личным, поскольку помогает читателям обрести веру в Иисуса и построить индивидуальные отношения с Богом через Его Сына. Кроме того, оно побуждает читателя укреплять эту веру, пребывая в Боге и общаясь с другими верующими. Преобразование, которое происходит с новообращённым христианином, не только обещает ему вечную жизнь в будущем, но и начинает изменять его настоящую жизнь, наполняя её духовными благословениями (см. 5:24; 10:10).
Это евангелие также является очень глубоким, как отмечает Пол Андерсон. Он выделяет в книге Иоанна три категории сложностей: литературные загадки, исторические загадки и теологические загадки. Это евангелие вызывает немало вопросов чисто литературного толка. Кому и с какой целью (целями) писал Иоанн? Почему Евангелие от Иоанна так отличается от Синоптических Евангелий?
Если в самых ранних манускриптах отсутствовал Ин. 7:53―8:11, и этот фрагмент был добавлен в Писания позднее, означает ли это то, что к этому евангельскому повествованию могли быть добавлены и другие отрывки? Почему в 11:2 о помазании Марии говорится в прошедшем времени, то есть до того, как она фактически помазала Иисуса, о чём не сообщается вплоть до 12:1–8? Почему Иисус сказал: «Встаньте, пойдём отсюда» (14:31), а затем продолжал говорить ещё на протяжении трёх глав, прежде чем войти в Гефсиманский сад в 18:1?
Относительно вопросов исторического толка, если Иисус говорил притчами (как написано в Синоптических Евангелиях), почему некоторые из них не вошли в книгу Иоанна? Почему Иоанн не сообщает ни об одном изгнании демонов в отличие от Синоптических Евангелий? Равным образом, если такие выдающиеся чудеса как превращение воды в вино и воскрешение Лазаря действительно имели место, почему о них не говорится в остальных евангельских повествованиях?
Теологические вопросы, в основном вызванные особенностями языка Иоанна, вызвали немало споров в ранней церкви. Среди них можно назвать следующие: как могло «Слово» (Логос), которое было в самом начале у Бога и само было Богом, стать плотью (1:1, 2, 14), учитывая присущую плоти слабость? Если Иисус и Отец ― одно (10:30), как Отец может быть «больше» Иисуса (14:28)? Святой Дух приходит от Отца (14:26) или от Сына (15:26)?
Некоторые из специфических особенностей Евангелия от Иоанна будут рассмотрены в следующем уроке. Сейчас мы лишь кратко обозначим отдельные, наиболее выразительные характеристики книги Иоанна вне их связи с другими евангельскими повествованиями.
ИСПЛЬЗОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Евангелие от Иоанна было написано на древнегреческом языке и, по мнению некоторых исследователей, было адресовано эллинистическому миру, однако в этой книге присутствует ярко выраженная ветхозаветная подоплёка. Многочисленные аллюзии на Ветхий завет начинаются уже с самых первых слов этого евангелия: «В начале» (1:1), повторяющих известную фразу из книги Бытия 1:1.
Значительное количество ветхозаветных аллюзий указывают на Иисуса. По подсчётам Меррилла Тенней, восемнадцать ссылок на Ветхий завет в книге Иоанна имеют прямое отношение ко Христу. Как минимум, пять других отрывков, цитирующих Ветхий завет, которые не считались какими-то особенными в Писании, указывают на Иисуса (1:45; 2:22; 5:39; 5:45, 46; 20:9). К тому же, Иисус устранил и скинию, и храм как место присутствия Бога на земле (1:14; 2:19, 21). Он ― «Божий Агнец», закланный за грехи мира (1:29, 36), истинный «хлеб» с небес (6:35, 48), «добрый пастырь» (10:11), и истинная «виноградная лоза» (15:1, 5). Часто Иисус изображается как исполнение пророчеств. Например, Его триумфальный въезд на молодом осле (12:14, 15) это исполнение пророчества Захарии 9:9. Неверие иудеев в Иисуса как своего Мессию (12:38–40) Иоанн преподносит как исполнение пророчеств Исаии в 53:1 и 6:9, 10. Относительно раздела одежд Иисуса у Его распятия, сказано «да сбудется речённое в Писании» (19:24; см. Пс. 21:19). Помимо всего прочего, лишь один Иоанн пишет о том, что ноги Иисуса не были перебиты во исполнение пророчества в Писании (19:33, 36; см. Исх. 12:46; Чис. 9:12; Пс. 33:21).
Акцент на Ветхий завет в Евангелии от Иоанна проявляется также и в том, насколько часто Иисус упоминает ветхозаветных персонажей. Иисус сказал, что Авраам был бы рад увидеть Его день (8:56) и что Он Сам существовал до Авраама (8:58). Обращаясь к Нафанаилу, Иисус процитировал видение Иакова (Быт. 28:10–17) в контексте связи между небесами и землёй и сказал, что ныне небесное открывается на земле через Сына Человеческого (через Него Самого) (Ин. 1:50, 51). Иисус ссылается на Моисея и змея на жезле в пустыне (Чис. 21:8, 9), чтобы показать, как поднимут на крест Сына Человеческого (Ин. 3:14, 15). Далее Он обращается к Моисею, отстаивая Своё право исцелить хромого человека в субботу (7:22, 23; см. 5:1–16).
Иисус часто опирается на Ветхий Завет, отвечая Своим противникам. Он заявил, что о Нём свидетельствуют Писания (5:39, 46); что пророки говорили о необходимости быть наученным, чтобы прийти к Богу (6:45). Процитировав Пс. 81:6, Иисус сказал, что «не может нарушиться Писание» (10:34, 35). Всё вышесказанное свидетельствует о том, что Ветхий завет играет ключевую роль в Евангелии от Иоанна.
УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ
О Святом Духе в книге Иоанна сказано больше, чем в любом из Синоптических Евангелий. Иисус, которому Самому был дан Дух без меры (см. 3:34), был Тем, кто крестил «Святым Духом» (1:33). Иисус учил, что для того, чтобы войти в Божье царство, необходимо родиться «от воды и Духа» (3:5). Дух был обещан тем, кто уверует в Иисуса после Его прославления, то есть после того, как Он будет распят, воскрешён и вознесётся, дабы воссесть по правую руку от Отца. Наиболее полное объяснение действия Духа содержится в «Прощальной речи» Иисуса (гл. 14―17), в которой Он называет Духа «Утешителем» (параклетос; 14:16, 17). Иисус заверил Своих учеников, что Святой Дух научит их всему и напомнит обо всём, чему учил их Он, когда был с ними (14:26). Дух также будет служить свидетелем о Христе (15:26). Кроме того, Дух «обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (16:8). И, наконец, Дух наставит учеников на всякую истину (16:13).
УНИКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРИСТА
В этом евангелии Иисус предстаёт в первую очередь как Сын, посланный Своим Отцом (3:17, 34; 5:23; 6:39, 44). Если более точно, Он ― единородный Сын Божий, который говорит и делает лишь то, что поручил Ему говорить и делать Отец (5:19, 30). Звание «Сын Божий», является равносильным званию «Мессия», ибо Иисус и есть тот «Помазанник», который был послан в этот мир, чтобы явить ему искупительный замысел Бога.
Хотя выражение «Божий Сын» встречается у Иоанна реже, чем в Синоптических Евангелиях, его использование отличается. Иоанн изображает Сына Человеческого как Того, кто ранее обитал на небесах и потому вправе говорить о небесных вещах. Иисус связывает небесное и земное, и именно через Него небесные истины открываются на земле (1:51; 3:12, 13).
При этом человеческая природа Иисуса представлена в книге Иоанна более полно, чем в Синоптических Евангелиях. Так, на свадебном пиру в Кане перед нами предстаёт Иисус (2:1–11). Возле колодца Иакова мы видим Его утомлённым долгим переходом и испытывающим жажду (4:6, 7). У гробницы Лазаря Он глубоко опечален и плачет (11:33, 35). Он в смирении омывает ноги Свои ученикам (13:4, 5). Находясь на кресте, Он страдает от жажды (19:28), а из Его ран льётся кровь (19:34).
Значительное внимание уделено изображению личностных качеств Иисуса. На протяжении всего евангелия подчёркивается Его интенсивная внутренняя жизнь. Кроме того, Он редко изображается наставляющим большие собрания людей; вместо этого Он учит при многочисленных личных встречах. Среди них следует выделить встречу с Никодимом (3:1–21) и самарянкой (4:1–42).
Самой отличительной чертой этого евангелия в контексте изображения Иисуса является то, что Он назван «Словом» (Логос). Как видно уже из гл. 1, Иисус ― вечное божественное существо, которое по самой своей природе является Богом и одновременно высшим воплощением Божьей воли по отношению к людям в человеческом облике.
УНИКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕЛ ИИСУСА
Описывая публичное служение Иисуса, Иоанн сосредотачивает Его дела вокруг семи чудес, которые Он совершил: превращение воды в вино (2:1–11), исцеление сына царедворца (4:46–54), исцеление хромого (5:1–16), насыщение пяти тысяч (6:1–15), хождение по воде (6:16–21), исцеление слепорождённого (9:1–12) и воскрешение Лазаря (11:1–44). За исключением первых двух, эти чудеса служат прелюдией к последующим монологам Иисуса.
Евангелие от Иоанна содержит семь высказываний Иисуса о Себе, начинающихся с «Я есть…» и открывающих природу Его личности и служения. Иисус называет Себя «хлебом жизни» (6:35, 48), «Светом миру» (8:12; см. 9:5), «дверью овцам» (10:7; см. 10:9), «добрым пастырем» (10:11, 14), «воскресением и жизнью» (11:25), «путём, истиной и жизнью» (14:6) и «истинной виноградной лозой» (15:1; см. 15:5). Кроме этих «Я есть…» выражений, в книге Иоанна встречаются и другие определения, отличающиеся своей грамматической структурой.
УНИКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
В Евангелии от Иоанна сделан особый акцент на нескольких общих темах. Пожалуй, лучше всего эти темы можно обозначить ключевыми словами «свет» (фос), «жизнь» (зоэ), «любовь» (агапэ; агапао) и «истина» (алетейя). Некоторые из них упоминаются уже в Прологе (1:1–18) и служат вступлением к остальному Евангелию. Например, в Ин. 1:4 сказано: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет людей». Две другие темы в этом стихе получат своё развитие в этой книге позднее. Действительно, Иисус пришёл, чтобы дать жизнь (3:15, 16, 36; 6:47, 54; 17:2). Он даёт живую воду из источника вечной жизни (4:14). Кроме того, Он является «хлебом жизни» (6:35), и вкушающие от этого хлеба будут жить вечно (6:51). Он пришёл не просто дать жизнь, а дать её в избытке (10:10). Неудивительно, что эта тема встречается так часто, поскольку главной целью Иоанна было привести людей к вере в Иисуса, чтобы они могли обрести жизнь (20:31). Тема света выступает и в одном из «Я есть…» высказываний Иисуса в 8:12, затем повторяется в 9:5 и демонстрируется в исцелении слепорождённого. Эта тема света также звучит в 3:19–21; 5:35; 11:9; 12:46. Обращение к темам жизни и света свидетельствуют об их непреходящей актуальности.