Найти в Дзене
Бутерброд Малевича

История простого блюда грешники-черепенники натолкнула меня на фантастические размышления.

Н. К. Рерих - чудь подземная. (иллюстрации из открытых источников)
Н. К. Рерих - чудь подземная. (иллюстрации из открытых источников)

Когда я готовил блюдо грешники – черепенники, то задавался вопросом – откуда же названия такие?

Ну, допустим, с гречниками понятно.

Это кушанье из гречневой каши размазни, которое испекается в духовке, ну или в русской печи. Но вопрос – тогда и следовало бы называть только гречники. А почему ещё и грешники? И тут появляется нюанс.

Дело в том, что растительное, постное масло, в те времена, было дорогим, да и достаточно редким. Посему, для более дешёвого производства, гречку обжаривали на свином сале. К тому же это придавало блюду сытость, а учитывая тяжёлый труд в то время это было нелишним. В пост же пища такого рода считалась «грешной».

"...а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!"
Иван Шмелёв "Лето Господне"

Вроде и всё. Однако далее исторический экскурс поведал мне, что в народе ещё были головные уборы, которые назывались грешневики, (гречушники, гречишники). Делались они из валяной овечьей шерсти.

Эту форму им придавали с помощью горшка, в коем варили гречневую кашу. И похожи эти головные уборы, вообще-то на пирог с гречневой кашей, который пекли в этих же горшках во время поста. По напоминают цилиндр, это видно на фотографиях того времени.

Странник. Фото из открытых источников.
Странник. Фото из открытых источников.

Ну что ж, хорошо. Далее, также непринуждённо, я стал читать статью о черепенниках, мол, это тоже головной убор, только для него использовалась форма под названием черепушка. А в ней, в свою очередь, из гречневой муки готовилось что-то наподобие хлеба. Форма эта была в виде усечённого конуса. Всё ясно. Вопрос закрыт.

Я уже хотел перелистнуть виртуальную страницу, налить чай, да раскрыть книгу и почитать, перелистывая бумажные страницы, как вдруг, краем глаза, выхватываю такой пассаж на мониторе.

Цитата о черепенниках:
«Формочки эти очень неустойчивыя, и нужно большое умѣнье ставить ихъ въ печь, такъ какъ, если нечаянно толкнуть одну, она повалить всѣ остальныя (въ печь вставляется 50 формъ), а это принесётъ убытку руб. на 25 или больше».

Я слегка опешил. Перечитал ещё раз. Да, так и есть.

Но позвольте, в печь вставляется 50 (!) форм. Это ж какого размера должна быть печь?

Я уже знаю, а теперь и вы ведаете, что черепенники это головной убор в народе, который изготавливается, точнее формируется на этих самых черепушках.

Что-то не так. Я стал искать дальше. И, бац!

Я нахожу размеры этой формы, а соответственно, и головного убора.

Готовы?

Узкое дно – диаметр 1 вершок (1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм)
Широкое отверстие – 3 вершка (13,335 см).
Высота - 4 вершка (17, 78 см)

Размер - 17 (!) сантиметров в высоту, охват головы - 13(!) сантиметров. А форма?

Возьмите карандаш и нарисуйте. И линейку. Что получается?

-4

А вот примерный размер.

Картинка из открытых источников.
Картинка из открытых источников.

Но может ошибка? Отнюдь!

Далее мне попадается вот такая фотография. Это Тула. Торговец черепенниками.

Торговец черепенниками в Туле, начало ХХ века / Фото: tulainpast.ru
Торговец черепенниками в Туле, начало ХХ века / Фото: tulainpast.ru

Видите, на коробе у него разбросаны...

Гномов на Руси называли народ Чуди. У нас есть Чудское озеро, Чудопицкое озеро, река Чудь, чудские пещеры.

А ещё есть Старицкие пещеры (каменоломни). Это в Тверской области.

Кстати, Тверская область считается одним из мест обитания гномов. Только Чудь исчезла. Ушла под землю.

Н.К. Рерих. "Чудь подземная" / "Чудь под землю ушла". 1-й вариант картины: 1910-е гг.
Н.К. Рерих. "Чудь подземная" / "Чудь под землю ушла". 1-й вариант картины: 1910-е гг.

Николай Рерих записал легенду со слов староверов на Алтае:

"Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда Белый Царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая берёза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым Царём. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. - Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами" (Н.К. Рерих. Из книги "Шамбала". М., 1994.).

За сим раскланиваюсь, до новых встреч.

Рецепт Грешники-черепенники

Друзья, если статья понравилась и была полезной, нажмите, пожалуйста, на эту рукавичку с пальцем вверх и напишите несколько слов.

Подписывайтесь на канал.