Министерство образования поставило жирную запятую в этой фразе, но меня гложут сомнения. Попробую разложить их по полочкам и нарваться на жесткую критику в комментариях. В принципе, интересно будет мнение учительского сообщества.
Итак, почему телефонами пользоваться запрещено. Это известно: маленький экран, мелкие шрифты и часто используемые детьми черные темы (это цвет фона под текстом, если что) ухудшают зрение. Кроме того, многие дети слишком много играют или сидят в соцсетях и умудряются делать это прямо во время уроков, что, естественно, не повышает успеваемость.
До сих пор согласна.
Однако, с другой стороны, телефон (вернее, смартфон) стал в нынешнее время незаменимой и весьма удобной вещью. Практически для всего. Мы давно расплачиваемся с его помощью, ходим по навигатору, заказываем такси и покупки в магазинах, общаемся, перекидываем ребенку сотку на вкусняшки. Для многих телефон — орган тела, без которого как без рук.
Кроме того, современный мир нас довольно жестко цифровизует. Иногда это удобно, те же сайты вроде госуслуг, которые позволяют хоть показания счетчиков передать в два клика, хоть справку о несудимости получить пусть не в два, а в десять кликов, но все равно сидя на диване.
Иногда эта цифровизация раздражает. Например, нынче, чтобы стать наблюдателем на выборах, нужно иметь регистрацию в телеграм для прохождения курсов и каких-то других действий.
Нравится нам это или нет, но общество развивается в русле цифровизации и «смартифизации». Это данность, это один из ведущих трендов прогресса. И вдруг о-па! - в школе нельзя.
С точки зрения ребенка школа становится полным, как они выражаются, «отстоем». Она и без того не всеми детьми горячо любима и уважаема, но если она начинает жестко отнимать телефоны, то детское возмущение переливается через край. Весь мир начиняет смартфоны все новыми функциями, а школа их вообще запрещает, превращаясь в глазах ученика в одну из самых дремучих организаций.
Теперь что я думаю по этому поводу.
Ребенку нужно запрещать только то, что противоречит закону (например, воровать) и то, что угрожает его жизни (например, путать дверь и окно при попытке выйти из помещения или играть со спичками в огнеопасной обстановке). Для всего остального нужно придумывать возможность разумного выбора.
Когда я работала в школе, то в некоторых классах, где ситуация с нецелевым использованием телефонов была совсем аховая, применяла такой выбор.
Говорила: мы сейчас все дружно (и я в том числе) оставляем телефоны на кафедре и получаем возможность более качественно изучить материал, в более дружественной обстановке (а обоюдное качание прав по поводу смартфона не способствует дружелюбию на уроке) обсудить интересные вопросы и получить по итогам много хороших отметок.
Да, в некотором роде это шантаж. Но у меня двести учеников, на каждого минута в день (в среднем), и долгие задушевные беседы не предусмотрены.
И да, телефоны клали на кафедру. Я обставляла это как игру. «Сегодня на моей бесплатной парковке 25 мест! Спешите занять!». И спешили.
А еще я поставила на кафедру два «пилота». Первыми их занимали дети, которые больше всего играют. Почему? Потому что у них быстрее всех садится телефон. Безо всякого шантажа ребенок сам (!) несет телефон на кафедру и оставляет его там. Еще и разрешения на это просит!
В других классах я просила просто положить телефоны на край стола (у старших) или убрать в карман (у младших). Телефон остается при ребенке, ему спокойно. Я не давлю, не отнимаю его собственность, но мы приходим к обоюдному соглашению.
Перед каждым тестом или другой проверочной работой я предупреждала, что если человек не справится, то у него есть право пересдать материал. Но если этот человек замечен с телефоном в руке, то такое право он теряет.
В общем, есть методы замотивировать (не заставить, а именно замотивировать) ребенка не использовать телефон во время урока, не отнимая его.
Но парадокс в том, что телефон часто применяется как инструмент для обучения. Да, читать с него тексты недопустимо для здоровья детских глаз. Но существует масса ситуаций, когда он нужен буквально на полминуты.
Живой, а не заформализованный урок тем и хорош, что на нем то и дело возникают вопросы, который учитель не прогнозировал. При обсуждении какого-то вопроса всплыл термин, значение которого забыто или неточно детьми понято. Где его искать? Проще всего в интернете. Кто-то при рассказе о природоохранных мероприятиях упомянул, что на Диксоне за два месяца спасают уже второго белого мишку. Где этот Диксон? В учебнике биологии нет карты. А в Интернете есть. Кто-то сказал, что в московском зоопарке скоро поселится китоглав. Что это? Срочно нужна фотография, а учитель на презентации не заготовил, потому что не знал, что разговор зайдет о таком животном.
Дальше. Телефон — это не только тексты в интернете. Это куча иных инструментов. Для многих лабораторных работ нужен секундомер. Где его взять? Уже догадались. А если обсчитать результаты? Калькулятор. А если учитель сформулировал задание на дом для желающих в формате инструкции на пяти строчках?
В этом последнем случае я обычно говорила:
- А теперь вооружаемся телефонами и фиксируем задание на память.
Сколько было восторга!
Резюме: телефон — такой же инструмент для обучения, как в свое время была логарифмическая линейка. Но требует грамотного обращения со стороны учителя.
Теперь немного о другом. О том, почему меня весьма обрадовал бы запрет телефона на уроке для учителя.
У меня самой телефон лет …надцать пролежал в лаборантской. То есть я приходила в школу, оставляла телефон в сумочке, а сумочку в лаборантской. Вспоминала о нем только после окончания уроков. Поэтому дети никогда не могли упрекнуть меня в стиле: «Ага! Нам запрещаете, а сами!»
Впервые я положила свой гаджет на кафедру в 2018 году, когда в одном из классов появился ученик с психическими нарушениями. Крепенький такой мускулистый мальчик, который мог сказать с утра: «Я сегодня таблетки не пил, я сегодня буйный». Телефон лежал под рукой для вызова социального педагога, если ситуация выйдет из-под контроля. Понадобился два раза за год, но лежал на каждом уроке.
Мальчик этот перешел в другую школу, и я уже думала, что уберу телефон, да не тут-то было! Администрация создала рабочий чат и – понеслась!
С первого урока по последний: «Срочно заполнить…», «На большой перемене собраться…», «У кого ключ от такого-то кабинета?», «Чья флешка (фото приложено)», «Нужен список детей на…».
И такая дребедень целый день – то тюлень позвонит, то олень…
Чуковский что-то знал о нашем времени)
Ведешь урок, а телефон лежит справа от ноутбука и все время пиликает. Можно бы и отключить звук, но администрация велит "держать руку на пульсе", то бишь на телефоне. Вдруг важную указивку пропущу? Раздражало неимоверно. Одним глазом на детей, другим - в телефон, а там: "После второго урока срочно..."
Так вот, представьте: вам, учителю, запрещают на уроке держать под рукой телефон. Вы пускаете театральную слезу, фальшиво шмыгаете носом, делаете обиженное лицо и… убираете телефон куда подальше, предварительно выключив звук.
Дальнейшее описывается словосочетанием «итальянская забастовка».
А что вы думаете о запрете телефонов в школах? Как у вас устроен процесс: коробочки, карманы на стене или просто просите учеников убрать гаджет на время урока? Делитесь в комментариях.