Именно расходы привели меня к успеху - от нищеты в 2015 до покупки квартиры в СПб в 2018. Меня зовут Андрей и настала пора поделиться своим опытом.
Постойте, здесь должно быть опечатка - не расходы, а доходы сделали меня богаче!
Но нет - именно расходы. Позвольте, я всё расскажу по порядку.
Я знаю о чём говорю, поскольку большую часть жизни был бедным. Фатально бедным. Ребята, с таким не шутят - я падал в обморок от голода, а по городу перемещался пешком в разорванных туфлях, поскольку не мог оплатить проезд.
Мысль о полном отсутствии денег в моей жизни так прочно была заселена в мозг детством и взрослым окружением, что до 30 лет я принципиально не имел кошелька. Если от зарплаты к концу месяца вдруг что-то оставалось, то я немедленно находил способ избавиться от этих ненавистных пары тысяч рублей.
Как же я тогда был глуп! Хотя считал себя превеликим умником.
Затем я познакомился со своей будущей женой и её маленьким сыном, и вдруг лицом к лицу столкнулся с финансовым обеспечением своей семьи.
За первый год гражданского брака… ничего не изменилось. Да, друзья, саморазвитие не терпит спешки. Оставшиеся в конце месяца пара тысяч рублей теперь не выбрасывались, а уходили на решение одной из семейных проблем.
И только после помолвки в середине июня 2015, собравшись вдвоем вечером на кухне с блокнотами и ручками, мы осознали не только отсутствие у нас денег на свадьбу, но и контроля над собственными финансами. Выявление этого факта и стало точкой роста.
Позвольте мне оставить на потом горячую публикацию о том, как мы без денег провели шикарную свадьбу своей мечты.
Сейчас же важен следующий жизненный урок: постоянный доход не получится повысить резко, за считанные недели, зато постоянные расходы можно взять под контроль уже с сегодняшнего дня.
Мы тут же завели Excel таблицу в облаке gmail куда поклялись заносить буквально каждый рубль и описание покупки (Принцип №1).
Данный шаг, как потом выяснилось решает следующие важные задачи:
- поиск и устранение “поглотителей денег”, т.е. больших трат (Принцип №2);
- выявление регулярных расходов, ставшими автоматическими привычками (Принцип №3);
- планирование расходов на следующий месяц, что ведет к равномерности расходов и устраняет спонтанные растраты (Принцип №4).
Более того у нас в семье появилось обсуждение в виде логического обоснования каждой траты до ее совершения (Принцип №5).
На этом месте мой рассказ обычно прерывает собеседник и начинает доказывать, что жизнь одна, а тотальная экономия лишает жизнь смысла. Кстати, я всякий раз забываю уточнить у него: а что разве смысл жизни известен и он оказывается в бесконтрольном потреблении? Я бы поспорил.
Но больше всего таких как я попрекают словом “экономия”, произнося это слово с брезгливостью и крайней нетерпимостью. Однако же разве я что-то сказал про экономию? Нет. Миллионеры управляют своими финансами по таким же принципам и называется это не “экономия”, а “бережливость”. На эту тему есть отдельная книга “Мой сосед - миллионер”, которую мы с вами обязательно разберем позже.
Озвучу пока только центральный контраргумент: мы с женой за 3 года бережливости и управления финансами купили квартиру, а человек со спонтанными покупками и транжирством может себе такое позволить?
Я обещал быть предельно честным: квартиру мы тогда купили лишь на 60%, а еще 40% пришлось взять в ипотеку. Но в январе 2022 мы её уже погасили, в том числе благодаря второму этапу бережливости.
Так вот, путь от хаоса к структурированному учету и планированию пролегает через следующий почти магический ритуал:
✅ 1. Завели Excel таблицу в Google облаке. Сделали доступ к ней по ссылке, которую закинули на все свои гаджеты.
✅ 2. Считаем расходы календарными месяцами. Деньги от разных месяцев не смешиваются. Если аванс приходит 24 числа, то мы не прикасаемся к этим деньгам, пока не наступит 1 число.
✅ 3. Мы вносим в формулы таблицы базовый доход за месяц (постоянная зарплата). От этой суммы мы будем отнимать расходы. Задача в том, чтобы жить в пределах зарплаты, а прочие доходы учитывать только в конце месяца, как бонусы, и не тратить их.
✅ 4. Раз в неделю мы переносим суммы с бумажных чеков в таблицу.
Далее финальный алгоритм в последний день каждого месяца:
✅ 5. Вносим все еще не внесенные расходы. Подсчитываем общий остаток денег на руках.
✅ 6. Выясняем велико ли расхождение. Если менее 500 руб., то считаем, что учет проведен хорошо. Иначе продолжаем вспоминать "Куда делись деньги?". В итоге записываем сумму в графу "Потеряно" на листе План-Реальность.
✅ 7. Важный пункт! Все оставшиеся деньги убираем в отдельный конверт. Прямо физически снимаем с карты и больше их не трогаем.
✅ 8. Добавляем в конвертик все деньги которые пришли за месяц сверх того: премии, подработки, мат.помощь от наших родителей, иные доходы.
✅ 9. Фиксируем прямо на конверте прирост капитала за месяц. Затем пару минут радуемся: какие мы разумные)
✅ 10. Обсуждаем расходы на грядущий месяц и заполняем графу «План».
Отложенные в конверты деньги являются целевыми: на отпуск, на квартиру, на инвестиции и т.д. Вынимаются они только при достижении положенной суммы.
Трижды за годы у нас возникала приятная ситуация, когда деньги к конвертах размножались. При очередном пересчете выяснялось, что появилось несколько лишних тысяч!
Далее привожу мотивирующие факты об учете расходов из личного опыта.
Одно только ведение семейного бюджета, еще без запретов и ограничений, с первого месяца уменьшило наши расходы на 10%! Если я и преувеличил, то лишь для психологического эффекта, чтобы не писать про 8,6%. Мы попросту стали разумнее в тратах.
Сразу стали видны “поглотители”, такие аренда съемного жилья, которую мы решили временным переездом к родителям.
Мы отказались от нескольких небольших платных услуг (не брезговали даже отключением смс информирования), подписок, оптимизировали свои расходы на связь и транспорт, выявили все возможные варианты скидок и бонусных программ. Казалось бы мы просто перетряхнули существующий набор услуг и сервисов без изменения его объема, но в сумме получили еще 5% уменьшения расходов! Результат нас просто окрылил, ведь всё сэкономленное откладывалось на будущую квартиру.
Для примера приведу еще несколько нахих лайфхаков: распечатываем и ксерокопируем только на работе; абонентскую плату везде вносим за большие периоды, получая скидку; наводим порядок в аптечке, чтобы не покупать дублирующих препаратов.
Анализ за первые 3 месяца управления расходами позволил найти необязательные утечки еще на 10%! В основном это была еда: здесь 12 не полезных больших кексов за месяц (заменили печеньем с меньшим содержанием сахара в три раза дешевле), а тут по пачке сливочного масла в неделю (отказались от сливочного масла на все 3 года).
Только представьте наше удивление - около 25% расходов через 3 месяца стали превращаться в приятно шуршащие бумажки в наших конвертах.
Теперь вы готовы к последнему секрету. Всё вот это взять и дисциплинированно повторять неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Годы летят быстро, а к бережливости привыкаешь. Еще раз подчеркну, что мы не отказывали себе во всем, например, у сына был годовой абонемент на посещение бассейна.
Вот примеры наших трех лет расходов, которых не случилось:
- аренда жилья (спасибо маме Свете) 20000 * 36 месяцев = 720 000 руб.
- отпуск вне Питера (пункт спорный, но ради своего жилья пришлось воздержаться) 100 000 * 3 года = 300 000 руб.
- и чисто ради примера, 2 пачки масла в месяц по 130 * 36 месяцев = 9 360 руб.
Конечно же мы работали еще и над доходами, но это тема отдельной статьи.
Давайте возьмем в руки контроль над своими денежными потоками! Уже давно пора)
Если понравилось, приглашаю вас подписаться на канал, поставить лайк, а также культурно выразить свои соображения в комментариях.
#личныефинансы #мотивация #саморазвитие #идеальныйдень #осознанность #денежныйпоток #бережливость #семейныйбюджет
Выпуск №4, Санкт-Петербург, дата написания 08.10.2022