Найти в Дзене

«Прометей» и «Завет», как пример падения кинофантастики…

Гениальный визионер и отличный режиссер... Был.
Гениальный визионер и отличный режиссер... Был.

Уважали ли вы, уважаемые читатели, творчество Ридли Скотта, как уважал его я? Давайте вспомним, что именно он стоял за такими фильмами, как «Чужой» и «Бегущий по лезвию», которые не без оснований стали шедеврами кинофантастики. Да, «Бегущий по лезвию» сильно отличается от оригинального романа Филиппа Киндреда Дика, который мне тоже очень нравится, но – сам по себе фильм очень и очень хорош. Лично у меня к нему претензий нет, хотя хотелось бы увидеть, как могла бы выглядеть дословная экранизация романа…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Ролик коллеги Вуда

Я уже писал о том, как я отношусь к продолжениям «Чужого», как отношусь к «кроссоверам» с «Хищником», и так далее. Но вот, что такого «интересного» снял Великий Режиссёр (серьёзно, его работы и вне кинофантастики были хороши!) Ридли Скотт? Сказать по чести, мне идея разобрать эти два «великих творения» пришла в пятницу по пути домой, а в воскресенье с утра я увидел ролик с разбором «Прометея» от Голого Вуда. Ну, он, конечно, молодец, но я пойду своим путём…

Итак, для начала, что вообще можно сказать об идее Скотта? Он перед созданием фильма заявил о том, что всё, что снимали уже после него, его не интересует, так как… «я художник, я так вижу». Что тут сказать? Как я уже говорил, третий фильм был таким «монстром Франкенштейна», четвёртый порой представляет из себя странное и душераздирающее зрелище, но, как по мне, фильм Джеймса Камерона, очень хорош именно своей «боевой» и «сюжетной» составляющими… Но, Ридли Скотт решил, значит, от всего этого «откреститься». Он же «художник, он так видит!». И он приступил к делу…

Линделоф. Интересно. почему все "творческие личности" (не писатели, или хорошие сценаристы, а вот такие... "креаклы") выглядят именно так?
Линделоф. Интересно. почему все "творческие личности" (не писатели, или хорошие сценаристы, а вот такие... "креаклы") выглядят именно так?

Я не буду повторять мифы про «гениальный сценарий», я просто скажу, что, как часто бывает, он переписывался много раз. Я упомяну только то, что к нему приложили руку, как сам Скотт, так и Дэймон Линделоф. Сказать честно, я не фанат «Лоста», сценарий к которому писал Линделоф, но, насколько я знаю, там, судя по сюжету, творится настоящий паноптикум, и сюжет, такое ощущение, придумывали под очень тяжёлыми, синтетическими «веществами». Так что – ожидать от Линделофа чего-то толкового –ну, такая себе идея. Но, на тот момент я ничего этого просто не знал. Эти данные я получил уже в процессе обсуждения этого фильма на форуме…

Минимум графики. всё сделано на совесть!
Минимум графики. всё сделано на совесть!

Итак, что можно сказать о фильме в целом? Для начала, он красив. Можно говорить о том, что некоторые кадры фильма представляют собой настоящие произведения искусства. И это, как я понимаю, заслуга именно Ридли Скотта, который в этом на самом деле хорош. Опять же, задумку с экспедиций на LV-223, нельзя называть глупой. В самом деле, у нас есть очень старый «хозяин» компании, у которого так много денег, что любой его каприз исполняется очень и очень быстро. Вполне себе можно предположить, что коллектив его уважает и любит – а может, и нет. Может, они ради высоких зарплат с ним так обращаются. Но, это на самом деле, не так уж и важно. Мог такой человек, желая жить долго и счастливо, поверить в то, что некие «творцы» могут дать ему пожить ещё немного? Или даже немало? Мог. Просто человек в таком возрасте на самом деле начинает очень сильно хотеть прожить ещё хоть сколько-то. А уж снова стать молодым и здоровым… Ну, как мне кажется, тут меня поймут все. Так что, идея отправки такой экспедиции, которая для Вейланда является «последним шансом» – вполне себе логична… Как и, собственно, секретность вокруг этой самой экспедиции. Как и «личный состав» этой самой экспедиции – это я про геолога и ксенобиолога. Они на самом деле могли быть отличными специалистами, но вот увидеть то, что они увидели там, на планете – это было выше их сил…

Только вот, на этом, достоинства фильма и заканчиваются, и начинается такой лютый треш, что мне интересно – может, сам Ридли Скотт на съёмках фильма тоже думал не о том, чтобы сделать интересное и качественное кино, а о «Творцах»? Просто, я не могу понять, как можно было додумать до того, чтобы сделать всех героев фильма настолько… «странными», в самом плохом смысле этого слова…

В самом деле, зачем шлем на другой планете? Ну, не может же здесь быть чего-то опасного?
В самом деле, зачем шлем на другой планете? Ну, не может же здесь быть чего-то опасного?

Вот начать можно с того момента, когда анализаторы скафандров показывают, что «состав атмосферы пригоден». Ой, как хорошо, да? А кто сказал, что в этой влажной атмосфере нет ничего вредного для здоровья человека? Может, там «гуляют» вирусы и бактерии, которые убьют человека так же верно, как и пуля .45-го калибра прямо в лоб? Вот что-то подсказывает мне, простому любителю фантастики, что газоанализатор просто не покажет наличия таких бактерий или вирусов. Для того, чтобы понять, можно ли спокойно дышать этим воздухом, имеет смысл, как правило, провести серии тестов и прочих анализов. Сначала дать подышать им, например, мышам, и того потом уже – пробовать самим… И это только первая причина того, что снимать шлемы – не самая хорошая идея…

Вот как это было...
Вот как это было...

Есть и причина номер два. Вы эти шлемы видели? Здоровенные такие прозрачные «пузыри». Я могу предположить, что обзор в них довольно хороший. Это, конечно, здорово. Возможно, эти «пузыри» довольно прочным и не разбиваются при ударе. Это тоже очень хорошо. Но вот, после того, как эти шлемы снять – что с ними потом делать? На пояс их не повесить, таскать в руках – неудобно… Бросить – не самая хорошая идея, так как придётся ещё на корабль возвращаться, а «снаружи» комплекса, атмосфера не самая хорошая… Кстати говоря, после того, как они сняли шлемы – они их при себе не носили. А геолог и ксенобиолог, потом, до самой своей смерти, были в шлемах… Когда они успели их вернуть, интересно?

Но вот давайте попробуем понять, о чём вообще этот фильм? Может, он о том, как люди узнают что-то новое? Нет. Может, он о том, как происходит Контакт между людьми и Инженерами? Снова нет. Нам показали одного Инженера, которого Дэвид пробудил из анабиоза, после чего тот очень быстро и профессионально устроил Дэвиду акт «декапитации». А потом и с остальными разделался. После чего начал готовить корабль к атаке на… Землю. Может, нам кто-то объяснит – почему? И нет, не потому, что его пробудили от сна – корабль с этой базы должен был ударить по Земле ещё две тысячи лет назад! Почему? Я не знаю. Что случилось на этой базе? Никто не знает. То есть, на голограммах было видно, что Инженеры куда-то бегут, один из них даже падает, они пробегают через дверь, которая потом закрывается и отрезает одному из них голову. Кстати говоря, коллега «Голый Вуд» начал говорить о том, что «у них небезопасные двери». Он даже небольшой скетч на эту тему придумал. Только вот, скетч был немного «мимо кассы». Например, потому, что на военной базе, где работают с химическим, бактериологическим, или иным оружием массового поражения, как раз и должны быть такие двери, которые закроются в любом случае. Просто, чтобы обезопасить остальных от заражения, или подобных вещей…

И знаете, я не хочу говорить о том, что герои фильма ведут себя максимально глупо. Просто про это уже говорили все, кому не лень. Лично у меня, конечно, главная претензия к тому, что они сняли шлемы. Нет, понятно, что Ридли Скотт даже не подозревает, что в даже пригодной для дыхания атмосфере может быть очень много того, что приборы могут не увидеть, но это с гарантией убьёт человека за несколько дней (или быстрее). Но обратиться к консультантам – что, религия не позволила? Да, стареет человек, стареет… И ведь тому подобных вещей – в фильме не сказать, чтобы мало. Взять то же поведение Дэвида – зачем он сделал это с Холловеем? Нет, из ролика «Голого Вуда» мы понимаем, что было немало вырезанных сцен, которые и должны были проливать свет на эти события – но, их вырезали. Так что, мы смотрим фильм, из которого просто ничего не понятно. И зачем было делать именно так? Чтобы сделать фильм более непонятным и глупым? Потому что Скотт и компания посчитали, что «и так сойдёт»? Ну, знаете, это как бы, неуважение к зрителями, которые пришли посмотреть хорошее и интересное кино, вместо которого им показали… «несвежий продукт»…

Что же касается «Завета», то с ним всё ещё печальнее… Начать можно с того, что градус идиотии начинается тут с самого начала фильма. Корабль «Завет», значит, атакован частицами нейтрино. Собственно, после этого фильм можно смело выключать и далее не смотреть. Просто, мне интересно, как именно можно не знать, что частицы нейтрино вообще не могут ни с чем взаимодействовать. Они реально проходят сквозь всё, не задерживаясь. Их даже засечь довольно проблематично. Так что, они просто прошли бы через «Завет», не затронув его… Я даже не буду говорить о том, что как корабль вообще мог там оказаться – он же совершает полёт в ином пространстве, так что, в том районе он вообще не мог быть. Нет, можно, конечно, предположить, что корабль вышел из прыжка, например, для подзарядки аккумуляторов от солнечных батарей, или чего-то подобного, но об этом надо было сказать… Или Ридли Скотт даже не смог придумать, как корабль оказался в том районе? Ну что сказать – печально…

Первопроходцы на чужой планете...
Первопроходцы на чужой планете...

Что же касается остального содержания фильма, то… например, как можно высаживаться на неизвестную планету, не позаботившись о хоть каких-то средствах индивидуальной защиты? Нет, понятно, что тогда не получилось бы показать, как действует заражение, но… это же показывает идиотизм всей ситуации на той планете! Просто разгуливать на планете, которую только что открыли – это значит, что герои вообще не понимают, как надо вести себя на новой планете! Ну, иди этого не понимают создатели фильма, что, конечно, более вероятно. В итоге, сцена в медотсеке «челнока» смотрелась в стиле комедий, когда все поскальзываются на банановой кожуре. На самом деле, только музыки из «Шоу Бенни Хилла» не хватало…

Так что, трагизма и атмосферности не получилось. Эффект, напротив, был комичным… Так что, именно люди в фильме лично у меня не вызвали вообще никаких эмоций. Они были так же хорошо прописаны, как и «персонажи» в «Чужие против Хищника. Реквием». Вот точно так же можно было к ним относиться… Про андроидов скажу немного позже, а пока про самих Инженеров…

Геноцид Инженеров...
Геноцид Инженеров...

Как известно, в конце «Прометея» Элизабет Шоу и Дэвид полетели на планету Инженеров, чтобы понять. почему те так горели желанием уничтожить Землю. И, на самом деле, я предполагал, что новый фильм будет про это. Как я был наивен. Да, нам показали прибытие того «рогалика» на планету. Только вот, вместо того, чтобы показать хоть что-то, нам показали только то, что Дэвид сбросил «капсулы» с «чёрной жижей» на стоящих на площади каких-то… дикарей. Просто, если Инженеры были высокоразвитой расой, которая так сильно опередила людей почти во всём, то почему нам показали каких-то, прошу прощения, «дикарей» в домотканой одежде? Где орбитальный контроль и системы безопасности? Где специалисты, которые могли бы защититься от всего этого дела? Ничего не было, как не было и объяснений того, почему они так сильно хотели уничтожить Землю. Браво, мистер Скотт!

Что же касается Дэвида и второго андроида… Ну, с одной стороны, Майкл Фассбендер в этой роли был неплох. С другой – в чём его мотивация? Чего он хочет? Уничтожить всех людей, так как у него «синдром конфликта с создателями»? Ну, тогда он «Завет» не туда отправил. Ему надо было лететь на Землю, чтобы там «УВЧ.СР» устроить. Если кто-то не понял, что «Убить Всех Человеков. Слава Роботам!», это из «Футурамы». Ну, и если уж говорить откровенно, то история осталась незаконченной, и закончена она уже не будет. Зато Ридли Скотт умудрился разрушить всё то, что создавали другие люди, придумал свой совершенно невнятный сюжет и считает, что создал Шедевр! На самом деле, это, конечно, печально. Просто потому, что таким образом, была полностью загублена ещё одна интересная Вселенная… Загублена тем же, кто её и создал…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!