Найти в Дзене
Ясмин Карелина

Был ли Николай II слабым? Самообладание - безусловно черта сильного характера.

Предлагаю рассмотреть три случая из его жизни. Случай первый Когда Серов написал Николая в форме шотландского полка, то показал портрет императрице. К его удивлению она взяла сухую кисть, попросила мужа принять обычную непринужденную позу и стала осматривать портрет, указывая художнику на неточности в рисунке. Серов вначале опешил, покраснел. Затем он подошел к ящику с красками, взял оттуда палитру и протянул Александре Федоровне. Он предложил ей самой написать, как она считает нужным. Теперь уже царица покраснела. Она топнула ногой, резко развернулась и вышла из комнаты. Император промолчал, никак не отреагировав на выходку Серова. Случай второй Вот такое письмо отправил Серов императору: « ... Должен Вам заявить, что вчерашняя беседа Ваша со мной произвела на меня в высшей степени тяжелое впечатление благодаря замечанию Вашему, что я, nользуясь случаем, когда со мной не сговорились предварительно в цене, назначаю государю слишком высокую плату*. Не знаю, имеете ли вы право бросать м
Оглавление

Предлагаю рассмотреть три случая из его жизни.

Случай первый

Когда Серов написал Николая в форме шотландского полка, то показал портрет императрице. К его удивлению она взяла сухую кисть, попросила мужа принять обычную непринужденную позу и стала осматривать портрет, указывая художнику на неточности в рисунке. Серов вначале опешил, покраснел. Затем он подошел к ящику с красками, взял оттуда палитру и протянул Александре Федоровне. Он предложил ей самой написать, как она считает нужным.

АСеров. Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени
АСеров. Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Теперь уже царица покраснела. Она топнула ногой, резко развернулась и вышла из комнаты. Император промолчал, никак не отреагировав на выходку Серова.

Случай второй

Вот такое письмо отправил Серов императору:

« ... Должен Вам заявить, что вчерашняя беседа Ваша со мной произвела на меня в высшей степени тяжелое впечатление благодаря замечанию Вашему, что я, nользуясь случаем, когда со мной не сговорились предварительно в цене, назначаю государю слишком высокую плату*.
Не знаю, имеете ли вы право бросать мне в лицо подобное обвинение. Почему я назначаю столь высокую (по Вашему мнению) цену — на то у меня есть свои соображения, хотя бы и то, весьма простое, что до сих пор они (цены) были низки (по моему мнению) и гораздо ниже цен иностранных художников, работавших двору, каковы Беккер и Фламенг.
Во что мои работы обходятся мне самому, я не ставлю на счет министерству, каковы, например: переезды из Москвы и жизнь в Петербурге, поездка в Копенгаген, когда писал портрет покойного государя Александра III, не ставлю в счет и повторения сего портрета акварелью взамен эскиза, впрочем, это была простая любезность (стоившая мне более месяца работы).
Не желал бы я упоминать обо всем этом — Ваше замечание вынудило меня на то. Во всяком случае, сколько бы я ни спросил, — сколько бы мне ни заплатили — не считаю Вас вправе делать мне вышеуказанное замечание и покорнейше просил бы Вас взять его обратно.
Академик В.Серов».

Серов назначил за портрет Николая II 4 тысячи рублей. И получил их.

Источник

Случай третий

Источник

Помню момент получения известия о гибели русского флота под Цусимою. Телеграмма была принята в пути в императорском поезде. Царь послал ее Фредериксу для передачи военному министру Сахарову и свите. Прочитав ее, мой министр пошел к государю в купе и долго там оставался.
Пришел скороход оповестить нас, что Его Величество в столовой, за вчерашним чаем. Вошли поодиночке, сели молча. Никто не решился заговорить о зловещей телеграмме. Молчание было прервано царем. Он заговорил о бывших в тот день смотрах войск и других незначительных событиях. В течение часа ни одного слова о Цусиме не было помянуто.
Вся свита была ошеломлена безучастием императора к такому несчастию. Когда царь ушел, Фредерикс рассказал о своей беседе с государем в купе. Николай II был в отчаянии: рухнула последняя надежда на благополучный исход войны. Он был подавлен потерею своего любимого детища — флота, не говоря о гибели многих офицеров, столь любимых и облагодетельствованных им…
— Его Величество просит к себе военного министра. Генерал Сахаров долго совещался с царем. По окончании разговора он подтвердил нам, сколь обеспокоен государь известием.
— Царь обсуждал со мною события, проявляя полное сознание будущих трудностей. Он мне начертал мероприятия, вызванные новым положением.
Позже я мог убедиться, насколько катастрофа при Цусиме глубоко потрясла государя, вызвав серьезную перемену в его характере.
Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора Мосолова Александра Александровича

Я уверена, что Николай II был сильным, умным и воспитанным человеком. Я любуюсь его самообладанием и хочу развиваться сама в этом направлении.

Когда говорят, что религия использовалась для того, чтобы держать массы в узде, - не верьте, это неправда. Религиозной системе принадлежали все: и монархи, и священники, и простаки. Монархи были в такой же узде, как и остальные люди. Они шли на убой, не пытались сбежать, вырваться. Потому что такое поведение не считали приемлемым, добродетельным. Часто монархи были идеалами той религиозной системы, в котором правили, или стремились ими быть.

Николай II и Александра Федоровна были именно такими людьми, приближавшимися, стремившимися к идеалу.

#НиколайII #Николай II