Найти в Дзене
КиноБуква

Шедевр советского кинематографа и самый трогательный любовный треугольник. Почему я опять смотрю фильм «Военно-полевой роман»

Оглавление

Опять – потому что время от времени хочется включить именно этот фильм, посмотреть в глаза Бурляева, услышать смех Андрейченко и заплакать, в тридцать пятый раз увидев игру Чуриковой.

«Военно-полевой роман» был даже номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но что нам Оскар, когда такая история! История, которая даже для нашего кинематографа нестандартна, за что огромное спасибо режиссеру.

Кстати, по словам Петра Тодоровского, сюжет подсказали ему первые послевоенные воспоминания:

«Будучи студентом ВГИКа, как-то зимним промозглым днём я шёл мимо ЦУМа и вдруг услыхал до боли знакомый, с хрипотцой, смех. Обернулся. У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. Рядом на ящике сидела озябшая, замотанная в какие-то платки девочка. Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила её? Шли годы, а воспоминание о той встрече не давало покоя».
Петр Ефимович Тодоровский

🎬 Военно-полевой роман (1983)

Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год, режиссер Пётр Тодоровский

Совсем молоденький солдат Саша Нетужилин (Николай Бурляев) сильно, со всей страстью и наивностью соответственно своего возраста, влюблен в Любу Антипову (Наталья Андрейченко). Люба санитарка, и чувств Саши не разделяет: у нее роман с комбатом. Саша вздыхает, подсматривает, переживает, страдает. Их пути совершенно логично расходятся, но после войны судьба сталкивает вновь.

Александр все тот же робкий интеллигент, правда, уже женатый на учительнице Вере (Инна Чурикова). Теперь Саша учится на историческом факультете и работает киномехаником.

А красавица Люба продает пирожки на одной московской площади. И вроде бы Люба та, да уже не та. Грубоватая, простоватая, но все такая же притягательная, манящая и, безусловно, отчаянная. С такой любовью к жизни, что даже удивительно – ведь эта самая жизнь так её переломала.

Любаша родила от комбата дочь и осталась одна, ведь он погиб. Но что-то подсказывает мне, она все равно была бы одна в итоге. Под «одна» я имею ввиду не поток непонятных и тоже сломленных войной мужчин, как её сожитель (Всеволод Шиловский). Я про одиночество душевное. Самое страшное из всех видов одиночеств.

Всеволод Шиловский. Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год, режиссер Пётр Тодоровский
Всеволод Шиловский. Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год, режиссер Пётр Тодоровский

И Саша, конечно, пропал. Ведь ему разрешено приблизиться, ему дали шанс. С одной стороны - Любовь, которая и в самом деле любовь, с другой – уютная и спокойная жизнь с деликатной умницей женой, тонкой и мудрой женщиной. Жизнь скорее по привычке и от отчаяния, или попытка внести хоть толику умиротворения в бесшабашную жизнь Любаши, которая иначе уже и не может, и не хочет. И Саша счастлив уже оттого, что Люба позволяет заботиться о ней и ее дочери.

А как мудро ведет себя утонченная и образованная Вера! Какое отчаяние в ее взгляде, эти заломленные руки, это отсутствие сцен ревности, эта беззащитность, благородность и желание просто быть счастливой рядом с любимым человеком, страшная боязнь потерять его за внешним спокойствием и шутливыми диалогами. Чего только стоит сцена новогоднего застолья. Это же просто шедевр до кома в горле, до уничтожения всех нервных клеток.

А Николай Бурляев каков? Одна из лучших его ролей, на мой взгляд. Настолько трогательный и наивный образ Саши он создал, со всей этой бывшевоенной, искренней и болезненной привязанностью к Любе, которую он так и не смог забыть. Человек, который мечется между двумя женщинами, которым обязан помочь. Это очень сильно.

И, конечно, Любаша. Прекрасная Любаша с красной помадой, кокетством и болью во взгляде. Продавщица пирожков Любаша, для которой нет ни преград, ни принципов.

Тодоровский в роли Любы всегда видел Светлану Крючкову, которая отказалась сниматься из-за больного ребёнка. Были пробы и у Анастасии Вертинской. Андрейченко от роли тоже отказывалась, но в итоге, какое же счастье, что именно она – та самая Люба Антипова, которую мы все знаем. Идеальное попадание. Что-то даже сложно представить и Крючкову, и Вертинскую на ее месте.

«Военно-полевой роман» - это вообще фильм, где каждый на своем месте. И Саша, и Люба, и Вера, и заместитель председателя исполкома Новиков, новый супруг Любы (Виктор Проскурин).

Фильм – шрам. Глубокий и до сих пор жгучий. И люди в нем, которые несмотря на все ужасы прошлого, умеют ценить и друг друга, и те остатки тепла и счастья, что было возможно тогда, в другой, довоенной жизни. Деликатные люди, которые боятся сделать больно ближнему. Это про попытку сберечь, а не разрушить. Это очень ценное и очень редкое качество.

И звучащий лейтмотивом фокстрот просто на разрыв каждый раз. Как контрольный в голову.

Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год, режиссер Пётр Тодоровский

«Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной музыка с утра.
«Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
На площадке танцевальной сорок первый год…»

Спасибо за то, что дочитали статью, друзья! Что думаете о фильме? Нравится, не нравится? И как вам герои этой истории, конечно же?