Андрей Сенченко
Лидер "Ред Булл" блистательно провел гонку в суровых условиях. Однако чемпионский титул он завоевал усилиями судейской коллегии. РИА Новости Спорт рассказывает о развязке борьбы за титул "Формулы-1".
Трагедия могла повториться
Еще до старта Гран-при Японии всех интересовал один вопрос: "Станет ли Макс Ферстаппен досрочно двукратным чемпионом?" Однако перед гонкой под вопросом уже оказалось само ее проведение. Из-за сильного дождя условия для заезда усложнились в несколько раз.
Гонка в итоге состоялась, но не обошлась без инцидентов. Себастьяна Феттеля "подкосило" после столкновения с Фернандо Алонсо, а Карлос Сайнс в попытке угнаться за Серхио Пересом потерял управление и разнес болид об ограждение. Шедший позади Сайнса Алекс Албон и вовсе завершил гонку в самом ее начале. Его машина отказалась реагировать на что-либо.
Обычная, казалось бы, суматоха на старте едва не привела к трагедии. После вылета Сайнса с трассы организаторы вывесили красные флаги и отправили остальных участников гонки на пит-лейн. Сделали это ради того, чтобы пригнать к месту аварии трактор и эвакуировать болид. Однако с выездом эвакуатора на трассу организаторы поспешили.
Пилот "Альфа Таури" Пьер Гасли на большой скорости едва не влетел в трактор. В условиях скользкой трассы и плохой видимости любой незначительный маневр гонщика мог стоить ему жизни. В этой ситуации Гасли ни на что не влиял. Красные огни высветились за одну-две секунды до маневра. Снизить скорость до безопасной он никак не мог, даже теоретически.
И хотя Международная автомобильная федерация (FIA) попыталась оправдаться за этот инцидент, дирекции гонки сразу припомнили трагедию с участием Жюлем Бьянки. В 2014 году на Гран-при Японии французский гонщик в сложных погодных условиях вылетел за пределы трассы и на высокой скорости врезался в работавший в зоне безопасности эвакуатор. Позже Бьянки скончался от полученных травм.
"Никакого уважения к жизни гонщиков. И никакого уважения к памяти Жюля", — лаконично и красноречиво прокомментировал сегодняшний инцидент отец Бьянки.
Чемпионство вне трассы
Из-за непогоды рестарта пришлось ждать чуть более двух часов. Терпение едва не лопнуло. В том числе и у Льюиса Хэмилтона, который публично выступил с инициативой "хотя бы попробовать провести гонку" в таких условиях. Рестарт состоялся, но дистанцию сократили. Менее чем за 50 минут гоночного времени оставшиеся на трассе участники Гран-при проехали всего 29 кругов.
Для Макса Ферстаппена этого оказалось достаточно, чтобы сохранить лидерство и даже увеличить отрыв от Шарля Леклера. Однако для празднования чемпионства в Японии пилоту "Ред Булл" было необходимо также поставить лучший круг, либо же ждать осечки Леклера.
Сначала план Макса не осуществился. Леклер сдерживал натиск шедшего третьим Серхио Переса и все-таки пересек финишную черту вторым. В этот момент Ферстаппен отмечал победу в гонке и не более. О грядущих событиях нидерландец даже не подозревал.
В самом конце гонки Леклер срезал шикану и перекрыл траекторию Пересу. Лишил ли он тем самым Чеко преимущества, вопрос спорный. Однако FIA взяла данный инцидент на анализ. В результате расследования пилоту "Феррари" выписали пятисекундный штраф, что отбросило монегаска на третью строчку.
О вердикте FIA Перес и Леклер узнали уже во время флеш-интервью после гонки. Выступления Чеко и Шарля отложили ради поздравлений в адрес Ферстаппена. Макс даже сразу не понял, что происходит и не поверил в случившееся. Реакция двукратного триумфатора "Формулы-1" бесценна.
ФИА как хочет крутит свои же правила?
С одной стороны, Макс заслуженно выиграл этот сезон. На протяжении всего чемпионата он и его команда действовали на порядок сильнее остальных. С другой — второе подряд чемпионство нидерландского гонщика не обошлось без скандала. Еще свежи в памяти моменты Гран-при Абу-Даби прошлого года. Сегодняшний же триумф достался Максу вновь не без "кабинетных" разборок. Очередной повод для дискуссий у хейтеров голландца.
Даже с учетом победы Ферстаппена в Гран-при Японии и штрафа Леклера, досрочное чемпионство пилота "Ред Булл" оставалось под сомнением. Многие предполагали, что после рестарта не будет пройдена и половина дистанции, поэтому очки между гонщиками распределят не в полной мере. Однако на деле Макс и остальные финишеры получили полные очки. Почему? Это поняли далеко не все. Даже менеджеру "Ред Булл" Джонатану Уитли пришлось внимательно почитать регламент сразу после окончания гонки.
В нем говорится, что если гонку завершили с полноценным финишем, то и очки распределяются в полной мере. То есть, после рестарта пилотам могли выделить 3-4 круга, и при нормальном финише они бы все равно получили свои очки.