Найти тему

Церковнославянская гимнография: святитель Афанасий Сахаров

«Мы все грешные и недостойные и единственно уповаем на милость Господа, Который с любовию приемлет всех, притекающих к Нему»

(свт. Афанасий Сахаров)

Святитель Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров; (1887-1962 ) – один из знаменательных церковных деятелей XX века, оставивший после себя огромный массив гимнографического творчества, используемый и поныне.

Сергей родился в Тамбовской губернии 28 октября 1887 года. Отец его, Григорий, был надворным советником, Матрона, его мама – крестьянкой. Исключительная доброта и благочестие, царившее в данной семье, послужили плодородной почвой будущих дел святителя.

В раннем возрасте Сергей Сахаров лишился отца, оставшись на попечении у своей матери, которая желала, чтобы он послужил Церкви в монашеском чине, за что святитель был ей благодарен всю жизнь. С малых лет Сергей полюбил богослужение, видя в нем высшую степень молитвы.

Источник: www.miloserdie.ru
Источник: www.miloserdie.ru

В период 1896-1902 гг. будущий священноисповедник учился в Шуйском духовном училище, где написал свое первое литургическое произведение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы: Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Окончил обучение святитель уже в 1912 году в Московской духовной академии, где защитил кандидатскую диссертацию «Настроение верующей души по Триоди Постной». В этом же году Сергей Сахаров пострижен ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) в монашеский чин с именем Афанасий.

Примечательно, что Афанасий III Пателларий, Патриарх Константинопольский, в честь которого был пострижен Сергей Сахаров, был выдающимся гимнографом и автором духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Все это предвосхищает будущие достижения исповедника Церкви Русской.

Святитель провел большую деятельность над исправлением, систематизацией и редактированием служб. Он писал: «Надо не только то, чтобы православные умилялись хотя бы и непонятным словам молитвословий. Надо, чтобы и ум не оставался без плода. Пойте Богу нашему, пойте разумно. Помолюся духом, помолюся и умом. И я думаю, что и в настоящей церковной разрухе в значительной доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа».

Источник: 341630.selcdn.ru
Источник: 341630.selcdn.ru

Исправляя те или иные слова в минейных текстах, он ориентировался на русский литературный язык, заменяя синонимами те церковнославянские слова, которые отсутствовали или же имели другое значение в живой русской речи, например: радуется тварь и играет → да радуется тварь и веселится.

Характеризуя исправления, производимые святителем Афанасием, можно заметить, что были у него и исправления в синтаксических конструкциях. Стоит обратить внимание на замещение инфинитива и инфинитива с причастием на «да + настоящее (будущее простое) время»: Боговидных ангел силы, благоуветливаго Бога умолите, спасти душубоговидных ангел силы, благоуветливаго Бога умолите, да спасет мою душу.

Целевая конструкция «еже + инфинитив» может исправляться на инфинитив: приидоша на гроб Твой мироносицы Христе, еже помазати Пречистое и Божественное Твое Телоприидоша на гроб Твой мироносицы, Христе, миропомазати Пречистое и Божественное Твое тело.

Священноисповедник создавал довольно много литургических произведений, однако венцом его гимнографического творчества стала служба «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим».

После того, как определением Поместного Собора от 26 августа 1918 года было восстановлено празднование дня памяти всех святых, в земле Российской просиявших, свт. Афанасий (Сахаров) вместе с профессором Б. А. Тураевым написал текст службы, основываясь на гимнографическом творчестве инока суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григория, жившего в XV – первой половине XVI вв.

17 июня 1921 года состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Он стал настоятелем Свято-Боголюбского монастыря. Время, в которое святитель занял епископскую кафедру, мало назвать трудным для Русской Церкви – оно предполагало прямое исповедничество.

Когда настало время гонений, святитель Афанасий не унывал, несмотря на все трудности, которые его сопровождали. Святитель претерпел заключения в тюрьмах и лагерях. Вновь пришедших узников владыка ободрял: «Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!»

Источник: mitino.moseparh.ru
Источник: mitino.moseparh.ru

10 ноября 1922 года, во время одной из своих многочисленных ссылок вместе с некоторыми из священнослужителей, находившимися во владимирской тюрьме, он совершил первую служба Всем святым.

Обратимся к тексту, а именно к корпусу стихир на «Господи воззвах» великой вечерни: Му́ченицы Христо́вы преблаже́ннии,/ на во́льное заколе́ние са́ми себе́ преда́сте,/ и зе́млю Ру́сскую кровьми́ ва́шими освяти́сте,/ и возду́х просвети́сте преставле́нием;/ ны́не же живете́ на Небесе́х,/ во све́те невече́рнем, // о нас всегда́ моля́щеся, богови́дцы.

Читая данное гимнографическое произведение, можно почувствовать неподдельную любовь святителя к Богу и людям. Восхваляется подвиг мучеников, которые прошли с честью и достоинством все страдания за Христа.

Вернувшись из лагеря и оставшись в городе Петушки Владимирской области, владыка Афанасий начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. В своих письмах он просил предоставить информацию или прислать или иные службы местночтимым святым. На основе полученных данных он исправлял или редактировал жития местных святых. Всего в архив епископа Афанасия попали несколько сотен служб и акафистов, каждый из которых он правил.

Окончательным итогом его трудов можно назвать вышедшие в 1978-1989 гг. Служебные (Зеленые) минеи, в состав которых вошло большое число богослужебных текстов, найденных и проанализированных святителем.

Таким образом, вклад святителя Афанасия, песнописца и исповедника, в развитие церковнославянской гимнографии - значителен. Им было создано обширное богослужебное наследие, которым Церковь благодарно пользуются и сейчас.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил Логинов Даниил.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram