Найти тему
Роман Апрелев

Как Сталинград воссоздали под Минском

Международный фильм “Снайпер: Оружие возмездия” снят в Белоруссии при активном участии российской стороны, а еще в картине снялись актеры из Германии, Польши и Литвы. Но в целом белорусское кино мы имеем все основания рассматривать как часть русской культуры. На белорусском языке в братской республике снимают гораздо меньше, чем на “великом и могучем”. Все логично: авторы хотят как можно более широкой аудитории. И выход на экраны в России здесь дает значительные возможности.

Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”
Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”

И вообще “Беларусьфильм” (кстати, зародившийся в РСФСР - первые ленты снимали в Ленинграде) очень много проектов реализует именно в партнерстве с россиянами. Но перейдем к самому “Снайперу”.

Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”
Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”

Действие начинается в 1942 году в Сталинграде, а продолжается уже летом 1945-го в Восточной Пруссии. Война закончилась, но отдельные стычки с фашистами еще возможны. И волжскую, и прибалтийскую локации снимали в Беларуси, под Минском и в Гродненской области. Если для прусской части использовали настоящий замок, то Сталинград показан без узнаваемых деталей. Просто руины и какой-то завод.

Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”
Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”

В целом картина крепкая. Но у нас же не могут написать сценарий, так чтобы вообще никаких вопросов не возникало. Как людей отвращали от отечественного кинематографа? Да вот так. Белорусская девушка рассказывает, что бабушка из деревни приехала погостить летом в Минске. Видимо, у сценариста никогда не было деревенских родственников. Летом ни один селянин не поедет гостить в город. Зимой - с радостью. Но в теплый сезон у людей огород (многие десятилетия бывший важным фактором выживания), да и просто жизнь веселее. Если же во дворе держат какую-то живность, то и вовсе ни о каких отлучках речи быть не может. Хотя здесь можно допустить, что бабушка уже старенькая, корову держать не может.

Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”
Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”

Или сентиментальная сцена, когда ту же белорусскую девушку убил немецкий снайпер. Ее возлюбленный лейтенант Яшин горюет с ней на руках, нисколько не заботясь о том, что сам остается легкой добычей под прицелом. Это уже выглядит абсолютно неправдоподобной глупостью. Тем более, что в других эпизодах Яшин предстает настоящим мастером снайперского дела. А там умение прятаться - основа основ. Об этом хорошо Василий Зайцев писал. Впрочем, фашист почему-то не пристреливает больше никого из наших, а просто рассматривает бойцов через прицел. Наверно, понимает, что до конца фильма еще далеко, нельзя сейчас прикончить главного героя.

Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”
Кадр из фильма “Снайпер: Оружие возмездия”

Спасибо, что авторы ушли от пошлого штампа, согласно которому положительные герои никогда не гибнут на войне. Это всегда смерти, трагедии, боль, которые противны здравомыслящему человеку.

Читайте также: Волгоград 1986 года в “Железном поле”