С 28 сентября по 24 января 2023 года в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ проходит выставка «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко». Это событие привлекло в культурную жизнь столицы «ревущие» 1920-ые, пронизанные искрящимся духом ар-деко.
Ар-деко в переводе с французского - «декоративное искусство». Стиль появился на волне развития промышленности, и вобрал в себя не только современные веяния, но и элементы культуры античности, ацтеков и древнего Египта.
Стиль ар-деко главенствовал в моде с 1920 по 1930-е годы. Пришла эра и принесла с собой всё новое: джаз, танцы, положение женщины в обществе и облачение под стать: роскошное, расшитое бисером, лентами, стеклярусом, летящее, не сковывающее движений; шелковое белье и корсеты, изящную обувь и аксессуары.
Многогранники, ломаные линии, стилизованные лучи, пучки прожекторов, выложенные стразами, круги, треугольники, геометрически выверенные растительные орнаменты — все это узнаваемые характеристики ар-деко, которые можно увидеть в дизайнерских вещах того времени.
Представленные на экспозиции коллекции принадлежат преданным поклонникам, с любовью к культуре того времени, собирающим атрибуты моды на протяжении более 10 лет:
Назиму и Елене Мустафаевым (платья, обувь, аксессуары);
Антону Приймаку (нижнее белье и корсеты);
Ксении Потаповой (винтажные обложки, иллюстрации);
Павлу Карташову (сумки периода ар-деко);
Элине Арсеньевой (ароматы времени).
Выставка рождает ярчайшие впечатления! Представленные экспонаты словно немые свидетели вечеринки «Великого Гэтсби», где каждая дама оставила свою вещь в знак напоминания о раскрепощённости и свободе.
Центром экспозиции является коллекция платьев, обуви и аксессуаров Назима и Елены Мустафаевых. На выставке представлены работы известных кутюрье того времени - Поль Пуаре, Жанна Ланвен, Мариано Фортуни, Эдвард Молинё, Люсьен Лелонг. В витринах – лучшая в России коллекций обуви, таких известных художников, как Андрэ Перуджиа, Пьетро Янторни, Израэль Миллер, Сальваторе Феррагамо, фирмы Hellstern & Sons, Sax Fifth Avenue, Netch et Frater, Francois Pinet.
Здесь же коллекция целлулоидных каблуков, ставших настоящим прорывом в моде. Целлулоид изобрели для замены слоновой кости в изготовлении бильярдных шаров, но вместо этого он пошел на женские каблуки, легко имитируя кость, яшму, перламутр. Каблуки, в зависимости от цвета наряда, при помощи специального приспособления заменялись на другие. Их украшали стразами, эмалью и росписью - особый вид обувных аксессуаров периода ар-деко, поднятый французскими мастерами на недосягаемую высоту обувного искусства.
Говорит главный вдохновитель выставки, известный коллекционер, основатель виртуального музея обуви и автор нескольких книг по истории моды Назим Мустафаев:
«На этой выставке мы представляем несколько уникальных коллекций, которые создают живую картину женщины ар-деко, облачённой в роскошь. Мода двадцатых – образец яркого стиля, когда красота и изящество стояли выше практичности и экономии».
«В этих изящных нарядах дамы могли танцевать всю ночь - бахрома подчеркивала пластику и ритм, а у туфель были устойчивые каблуки. Блеск, роскошь и ощущение праздника - все это ар-деко. Моду диктовали новая музыка, образ жизни и развлечения. Многие платья получали названия: "чарльстон", "фокстрот". Это праздничная мода, период, когда женщина чувствовала себя свободной и могла позволить всё, что раньше было немыслимо".
«Одежда создана на заказ именитыми домами моды своего времени, многие из которых стали легендой. Вот только авторство удается определить не всегда. Некоторые платья раскрываются далеко не сразу. В одном из французских старинных журналов я обнаружил имеющееся в моей коллекции платье – с именем дизайнера. Им оказался - художник Жан Монин. Так мы и узнали происхождение этого платья».
«Первая треть ХХ века – уникальное время, когда машины уже помогали, но еще не заменили руку мастера. Секреты производства многих тканей не раскрыты до сих пор. В платье работы Мариано Фортуни – шесть вертикальных полос и в каждой до 450 сладок, собранных в воде. Спустя сто лет платье можно носить и стирать без ущерба для внешнего вида. А вот повторить технологию такой плиссировки сегодня не может никто. Это платье, невероятно пластичное и романтичное, Марсель Пруст описывал в своих романах».
«Впервые широкой публике на экспозиции представлено нижнее бельё и корсеты 1920-х и 1930-х годов из коллекции Антона Приймака. В начале ХХ века в искусстве менялось всё, и в том числе женский силуэт. На выставке экспонируются те предметы женской красоты, которые всегда оставались невидимыми. В 20-е в моду вошла плоская мальчишеская фигура, и это произвело революцию и в пикантном гардеробе. В него вошли телесные чулки, которые носили с подвязками из ленты или тесьмы. А еще сорочки, комбинации, панталоны и другие дамские "хитрости". Коллекция раскрывает секреты женщин 20-х - кружева, одноразовые панталоны ручной работы, яркие декоративные подвязки, кокетливо выглядывающие из-под ставших заметно короче юбок. Здесь есть и очень похожая на современный шейкер для коктейля ручная стиральная машинка для тонкого белья.
«На выставке можно услышать потрясающе интересные истории. Вот одна из них: Антон Приймак представил миф о том, что знаменитый французский певец Ив Монтан вывез из Советского Союза женское нижнее белье для экспонирования на выставке для того, чтобы западное общество посмеялось над советскими женщинами. Однако есть сомнения в правдивости этой истории, вполне вероятно, что она была выдумана, стремящимися за сенсациями журналистами. По словам эксперта, и в эпоху СССР, и в любое другое время существовало как утончённое, так и простое, теплое нижнее белье. Всё зависело от запросов и возможностей потребителя».
«Сумки периода ар-деко из собрания Павла Карташова – это настоящие произведения искусства: расшитые ридикюли и роскошные экспонаты из серебра, мельхиора и бронзы. Сенсацией для своего времени стали и миниатюрные сумочки. Модницы руководствовались девизом: «…Тут должна помещаться помада, сигареты и монетница, чем меньше аксессуар, тем выше социальный статус!»
«На выставке представлены обложки винтажных журналов и работы известных художников с российскими корнями – Романа Тыртова (Эрте), Павла Челищева, Владимира Бобрицкого, Леона Бакста из коллекции vintagecover.ru. Дополняют экспозицию старинные фотографии из коллекции Shoe Icons».
«Незаметные, но важные участники экспозиции - ароматы «ревущих двадцатых» от Элины Арсеньевой. У посетителей выставки есть возможность с головой погрузиться в эпоху ар-деко и почувствовать ее запах. Достаточно открыть прозрачный клош».
Когда мы смотрим на моду XVIII века, у нас возникает мысль: “Как же они это носили?” Глядя на одежду и обувь 20-30-х годов прошлого века, мы себя прекрасно в ней представляем. По прошествии столетия, мода эпохи ар-деко смотрится стильно и современно. А выставка - праздник беззаботности, легкости, кокетства и чарльстона. Дамы ар-деко танцевали под джаз, управляли аэропланами и ездили в археологические экспедиции, сохраняя при этом яркую женственность. Именно такой была мода двадцатых годов ХХ века и яркая экспозиция позволяет убедиться в этом в полной мере.
Информация предоставлена организаторами выставки.
Материал подготовила - Калинина Татьяна