Найти в Дзене
Bellalavanda

Боль за гроши

- Не надо, дяденька! Не делайте мне больно, я буду лучше стараться! - мальчик руками закрывал лицо , но побои были не самым страшным, что его ожидало.

Вытерев пот со лба, мальчик вновь принялся за работу. От черной пыли было тяжело дышать, а единственным источником света служил небольшой масляный светильник. Желудок предательски сжимался от голода, но на обед рассчитывать не приходилось. Только в конце тяжелого дня он получит свою буханку и кружку с разбавленным элем.

"Тройка", худ. В. Перов
"Тройка", худ. В. Перов

Детский труд в викторианской Англии был дешев и изнурителен. Дети трудились наравне со взрослыми. Семьи были большими, и как только ребенок становился способным выполнять хоть какую-то работу, он становился помощником для отца и матери. В зависимости от финансового и социального положения, дети обучались или должны были трудиться наравне со взрослыми. Сбор урожая в деревне, работа на ферме, уход за животными. Если же ребенок был сиротой, то приюты охотно отправляли детей на фабрики, где те могли бы получить работу и зарабатывать себе на кров и еду.

Мальчики и девочки поступали в обучение, где их судьбой распоряжались хозяева или попадали на фабрику или шахту, где невыносимые условия и большие физические нагрузки навсегда подрывали их здоровье.

Промышленная революция дала толчок экономике, но ценой этого были множества маленьких жизней.

Со Средних веков в Англии была распространена система ученичества. Ребенка отдавали в ученики или подмастерья мастерам ткачам, кожевенникам, печатникам, ювелирам, портным и так далее.

"Кузница", худ. Джозеф Райт
"Кузница", худ. Джозеф Райт

Подразумевалось, что это даст ребенку возможность освоить профессию и в будущем иметь возможность зарабатывать. Родители вносили плату, а мастер обучал ребенка тому, что знал сам. Ученик проживал в том же доме, прислуживал и выполнял сперва простую работу, а потом узнавал секреты мастерства. Но зачастую это превращалось не в обучение, а работу на износ. Хозяин мог наказывать по своему усмотрению, экономить на еде и одежде, применять телесные наказания.

Дела о жестокости мастеров со своими учениками редко попадали в суд, а наказания были весьма незначительными. Владелец магазина Томас Аллен, избивший ученика палкой, получил штраф в размере одного шиллинга. Случались и смертельные случаи, вот тогда уже могло быть наказание вплоть до отправления на каторгу.

Тех детей, кого родители не могли отдать в ученики, нередко отправляли работать на фабрики, заводы или даже шахты. Там они получали небольшую плату, которая все равно была важным пополнением домашнего бюджета для родителей.

кадр из фильма "Оливер Твист"
кадр из фильма "Оливер Твист"

В XIX веке дети работали на фабриках и заводах по 12 часов, а их труд подразумевал выполнение весьма взрослых работ, такие как управление паровыми машинами и переноска тяжестей. Детский труд был дешев, а чтобы поддерживать высокий уровень производительности их подвергали жестоким наказаниям. Обливали водой, чтобы не засыпали, привязывали к лопате, лишали порции еды.

Рабочие на фабриках получали увечья в результате частых несчастных случаев, теряли пальцы или конечности.

Детей охотно нанимали на угольные шахты, поскольку они были невысокого роста и более ловкие, чем взрослые, могли ползать по небольшим тоннелям. Перевязав вокруг тела канат, они, встав на четвереньки, тянули по тоннелям тяжелые вагонетки с углем.

И платили им меньше. Но угольные шахты считались одним из самых опасных мест для работы, ведь кроме травм и тяжести работы, здесь детей подстерегали новые опасности: обвалы, падающие камни и проблемы со здоровьем из-за работы в темноте и в угольной пыли. Кроме проблем со зрением и потери слуха, у них появлялись значительные искривления позвоночника и болезни легких.

худ. Дж. Дж. Браун
худ. Дж. Дж. Браун

В конце 12-18 часового рабочего дня дети были так изнурены, что просто падали на пол и не могли пошевелиться. При этом такая работа полностью лишала ребенка возможности ходить в школу и получать иное образование. Хотя многие фабриканты должны были обеспечивать своих подопечных образованием, но для этого оставался только воскресный день, когда дети не могли даже встать с постели, чтобы отправиться в класс. Фактически это становилось приговором. Практически никто из маленьких работников не умел читать и писать.

худ. Ф. Пелес
худ. Ф. Пелес

В начале 1800-х годов в Англии было предпринято несколько слабых попыток урегулировать детский труд. Но вплоть до 1833 года законы о детском труде никак не ограничивали рабочие часы. В 1833 году было вынесено решение об ограничении детского рабочего дня до 12 часов, и этот закон распространялся только на тех, кто работал в текстильной промышленности. Потребовалось еще 14 лет, прежде чем законы о труде стали применяться ко всем.

Но даже это ограничение мало помогало, ведь эксплуатация детского труда была весьма выгодна промышленникам.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!