Найти в Дзене

Что такое homo sapiens в наши дни?

Почерпнула мысли у мудрого коллеги и хочу поделиться с вами.

Когда человек формировался как homo sapiens, его мозг по сложности организации превосходил сложность окружающего мира.

Мир был настолько прост, что даже неокрепший разум первобытного человека позволял ему успешно его преобразовывать, чтобы создать подходящую среду для жизни.

Но сейчас усилиями самого же человека сложность мира достигла такого уровня, что в разы превосходит уровень развития его мозга.

Отдельно взятый человек уже не может переварить всю ту сложность, которая его окружает. Никто не может. Даже вы.

И вот мы пытаемся приспособиться к этой неподвластной нам сложности, как-то с ней примириться…

Сменить процессор в мозгу не получится. На это нужны миллионы лет, а нам нужно осмыслять происходящее здесь и сейчас.

Мы врубаем на полную мощность свои беспомощные шестеренки и пытаемся защититься от атакующей нас сложности мира, как бы мы ее ни называли — “неопределенность”, “волатильность”, или “черный лебедь”.

Что мы делаем:

  • ️Пытаемся все упростить.

Мы закрываем глаза на все, что не удается вписать в простые схемы, которые нам с таким трудом удалось построить.

Мы с готовностью верим в сказки для взрослых типа “миллиона за 7 дней” и лихо управляем государствами, не вставая с дивана, потому что нам необходима вера в то, что для сложных проблем существуют простые решения.

Мы шикаем на тех, кто только заикнется, что “не все так однозначно”.

Потому что если признать их правоту, то придется подставить разум под шквал нестыкуемой информации из миллионов параллельных вселенных. Это же думать придется…. Все равно что попытаться выпить море…

Вот и стало упрощение инструментом интеллектуального выживания. Но стоит пойти по этой дорожке, как начинается импотенция мышления, а воспринимаемый мир скукоживается до размера черепной коробки.

И при этом… упрощение за счет концентрации на приоритетах вполне имеет право на существование, но только при условии, что это будет не единственный используемый прием.

  • Ищем готовые решения.

В своей работе я тоже их постоянно разрабатываю или внедряю. Идет ли речь об оптимизации бизнес-процессов или разработке стандартного продукта, готовые решения пользуются спросом.

И это оправданно — они здорово упрощают жизнь бизнеса, поскольку избавляют от необходимости изобретать велосипеды на каждом шагу и высвобождают энергию и силы для творческой деятельности и инноваций. А готовые продукты хорошо привлекают клиентов и так же хорошо продаются, потому что клиенты не хотят слишком усердно раздумывать о покупке.

Вдумайтесь, речь опять о том же. Мы готовы подумать один раз и что-то внедрить, чтобы больше не думать.

Все чтобы защитить наш перегруженный мозг, избавив его от этого мучительного процесса. Пусть только кровь к органам подает и ноги переставляет)

  • Мечтаем о волшебной таблетке.

Это частный случай предыдущего пункта.

Любая магия строится на стремлении подчинить стихийные, неподвластным человеку силы. А в нашем сложном мире практически все человеку неподвластно, кроме того, что находится в зоне его прямого доступа. Поэтому найти волшебное решение — даже лучше, чем готовое.

Из этого стремления рождаются “заговоры на прибыль” и прочие чудеса XXI-го века. И в этом смысле он ничем не отличается от XIII-го.

  • Развиваем навыки.

Не знания, заметим, а навыки. То есть, мнение, размышление, постижение не требуется. Нужно просто уметь.

Знать где найти, куда позвонить, какую кнопку нажать, главное, уметь нажимать ее вовремя. Все что требуется.

И вот после миллионов лет эволюции homo sapiens возвращается в состояние homo habilis (человека умелого), который жил 1,5 млрд лет назад.

Я, конечно же, не против навыков. Но страшно, если они заменяют собой мышление.

  • Убегаем от реальности

Я тоже очень люблю фэнтези, пересматриваю “Игру престолов”, прячусь от внешнего давления в работе на грани трудоголизма или в простых радостях повседневной жизни.

Можно еще уйти в компьютерные игры, спорт, ну или радикально — в наркоманию, пьянство и прочее. Формы разные, но механизм один.

Человек не в силах выдерживать нагрузку и пытается на время отключиться, загрузив в свой мозг какую-то другую более понятную реальность с более простыми законами и вызовами.

В качестве отдыха — прекрасно, пока не вредит здоровью и обществу, если речь о работе — это залог выдающихся результатов, но вот если так проходит вообще вся жизнь… То это опять же не homo sapiens…. Может быть homo latebras — человек прячущийся от собственной жизни?

  • Подменяем поиск истины фанатичной верой.

Учитывая, как сложно что-либо упрощать, то, как только человеку удалось это сделать, — например, занять сторону в конфликте, или свалить на кого-то ответственность, он уже не готов начинать весь процесс с начала.

Честно говоря, он и этот-то выбор сделал, в основном, на эмоциях, тщательно избегая анализа противоречивых вводных.

Выбор упрощенной картины мира выполнен, и с этого момента человеку приходится все силы бросить на ее защиту. И тут включается древний охранительный механизм, который условно можно назвать — “религиозное рвение”. Неважно, что речь вовсе не о религии.

Если у человека включился режим религиозного фанатизма, то с этого момента он не может разделить свой догматический комплекс на составляющие. Его можно либо полностью принять, либо полностью отвергнуть.

Если же начать выбирать отдельные компоненты, то о ужас, это потребует включения логики. И пыл сразу поутихнет, поскольку окажется, что факты не стыкуются, интерпретации приняты за факты и строятся на ложных обобщениях… мало ли что еще.

Фанатик готов убить или отдать жизнь за свою веру. Или от родных и близких отвернуться.

Аналитик же всегда готов посмотреть под другим углом, даже если на уровне эмоций ему этот угол совсем не нравится. Если вы на это способны, то находитесь в малочисленных рядах мыслящих людей.

Я не против веры как таковой, если что. Вера человеку необходима, чего нельзя сказать о фанатизме.

Подведем итог, у нас на глазах происходит капитуляция человеческого мозга перед сложностью созданного им мира. Человек не просто готов отказаться от своего несравненного эволюционного преимущества —думать — а всеми силами стремится избавиться от этого дара.

По-видимому, этот тренд будет только усиливаться, потому что сложность мира нарастает, а человеческий мозг в ближайшие миллионы лет никакого прорыва не совершит.

Я говорю не о технологиях и не о полетах в космос. Технологии, скорее всего, будут развиваться и дальше, но вот человеческий мозг, скорее всего уже сделал, все что мог. По сравнению с животными человек неимоверно крут. Но тягаться с нейросетями он не может сейчас и не сможет никогда.

И количество людей, способных воспринимать созданные человеком системы, включая ее социальные, политические, экономические, исторические и прочие аспекты во всей их полноте, сложности и изменчивости, будет только сокращаться. Да о чем это я, таких просто нет.

Сравнительно недавно, в эпоху Просвещения еще можно было одновременно быть философом и ученым-энциклопедистом, то есть экспертом во всех доступных тогдашнему человечеству областях науки. Сейчас уже нет. Наши знания специализированы не от хорошей жизни, а из-за природных ограничений человеческого мозга.

Что можно противопоставить всему этому?

Остается эволюционировать на личном уровне. Результаты этого процесса не передаются генетически, не помогут человечеству в целом, но помогут лично вам.

Учитывая силу давящей на нас сложности, я особо не рассчитываю, что кто-то сможет ее победить, но можно хотя бы оставаться homo sapiens — думающим человеком.

Не отключать мозг. Не покупаться на волшебную таблетку. Не пытаться воспринимать этот сложный мир на уровне пятилетнего ребенка, развивать свое мышление!

И как же это сделать? На самом деле вы знаете ответ — читать. Конкретно — читать книги. Еще конкретнее — нон-фикшн, то есть научные или научно-популярные книги из разных областей знания.

Эти книги запускают работу разума (а не будоражат эмоции).

Они помогают устанавливать новые связи между нейронами, повышать глубину и многомерность (то есть сложность) своего восприятия мира, чтобы быть с ним хотя бы примерно наравне.

Если на земле не останется людей, которые будут это делать, то человечество ждет катастрофа. Думаю, вы согласитесь, что это совсем не так уж невероятно…

Но если я вас еще не убедила, то давайте разберемся более пристально.

В чем разница между потреблением контента и чтением?

Для начала, что такое потребление контента?

Практически не важно, что именно потреблять — новостные ленты, сериалы, подкасты, посты, мало ли что. Механизм здесь плюс-минус один и тот же.

Мы настроены на пассивное восприятие. У нас создаётся иллюзия взаимодействия с этим контентом, но в реальности разум в этот момент находится в режиме “ВЫКЛ”.

Эта иллюзия создаётся за счёт эмоций, мы переживаем увиденное и прочитанное на эмоциональном уровне. Аналитическое и критическое мышление в этот момент — не работает.

Эмоции — это прекрасно. Но речь о другом. Когда человек живёт только ими, то он мало чем отличается от собственного кота (возможно, кот даже круче).

Чтение устроено по-другому. Оно активирует в человеческом мозгу другие области нейронных связей, которые в обычной жизни подключаются (а значит и тренируются) очень редко.

Во время исследований активности человеческого мозга с помощью МРТ во время чтения сделан ряд выводов:

  • Усиливаются нейронные связей в левой височной доле — области, отвечающей за восприятие речи.
  • Увеличивается активность нейронов в центральной борозде головного мозга, отвечающей за движения.
  • Растёт количество белого вещества, которое отвечает за связь и координацию между разными участками мозга. Легче даётся развитие всех остальных навыков.
  • Чтение, повышая умственную активность, помогает поддерживать память острой, как поднятие тяжестей держит мышцы в тонусе.
  • Улучшается способность к длительной концентрации внимания.

Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр видео.

Эмоции при чтении, разумеется, тоже задействуются, но не как основной процесс.

Задание со звёздочкой: прочитайте 5-10 книг об одном и том же событии (например, о какой-нибудь исторической битве XI-XVI вв.), о котором известно всего несколько фактов, но каждая книга интерпретирует эти факты с разных точек зрения.

Первая книга вас полностью убедит, и вы будете считать, что вся изложенная в ней информация — святая правда. После третьей вы задумаетесь, а понимал ли хоть один из авторов, о чем он вообще пишет (включая первого). После пятой вы придете к тому, что у каждого автора есть весьма здравые идеи, которые с высокой вероятностью верны (но не точно), в то время как остальные их заявления явно грешат односторонностью или противоречивы.

Вы не постигнете истину, но научитесь анализировать. Именно в этом — главная ценность углубленного чтения на любую тему!

А потом вас спросят: “что вы думаете об этом событии”? И вы начнете со слов: “Тут не все так однозначно, единство мнений отсутствует, достоверных фактов известно не так много…” (не удивляйтесь, если апологеты упрощения и фанатики какой-либо веры вас за это распнут).

Итак, происходит расслоение между:

  • Людьми мыслящими и анализирующими, которые читают книги.
  • Людьми воспринимающими, эмоционирующими, верящими, которые потребляют контент.

Водораздел пролегает по отношении к чтению!

Только чтение развивает у человека критическое и аналитическое мышление, которое позволяет ему искать истину, а не становиться жертвой манипуляций. Истину, скорее всего, найти так и не удастся, обойтись без ошибок — тоже.

Но важнее то, что есть у мыслящего человека такое право — сомневаться, задавать вопросы, осознавать сложность мира, соглашаться или не соглашаться с аргументами разных сторон.

Чтение даст мозгу возможность трезво и объемно оценивать происходящее в окружающем нас многогранном мире.

Как думаете, чего может добиться homo sapiens в мире, населенном homo habilis?

Подумайте на досуге, помня, что способность мыслить — величайшее эволюционное преимущества человека как вида и как личности.

А теперь момент истины. Сколько книг вы прочитали за прошедший год?

Александра Санина
Консалтинговая компания "Сэлмор Консалтинг"