Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Авиапарк России на 1 декабря 2022 года. Первые сдвиги в правильном направлении

Оглавление

В нашем мартовском рейтинге мы зафиксировали состояние российского авиапарка на начало "грандиозного шухера" - СВО и последующие санкции. Спустя 10 месяцев уже можно подводить некоторые промежуточные итоги.

Как и было отмечено ранее, западные авиапроизводители в начале года достигли своего предела на российском рынке. Свежие цифры по состоянию на 1 декабря 2022 года уже демонстрируют существенное снижение доли западной авиатехники в российском небе.

1. Отечественные (СССР + Россия) - 317 самолётов (+1 борт)

Тенденции по типам ВС: выбытие возрастных самолётов советской постройки (Ан-24/26, Як-40, Як-42) и ввод в эксплуатацию новых Суперджетов.

Количество Суперджетов в России стабильно растёт
Количество Суперджетов в России стабильно растёт

Отечественные самолёты наконец вернулись на своё законное первое место после многолетнего доминирования западных самолётов. Тем самым ознаменовав коренной перелом тенденций в российской гражданской авиации. Произошло это знаменательное событие во многом благодаря западным санкциям, которые в стратегическом плане стали благом для отечественной авиации.

Доля отечественных самолётов выросла с 30 до 33,5%. Поступление 4-х новых Суперджетов, поставка которых замедлилась в связи с переходом на новое поколение с российскими двигателями ПД-8 и импортозамещением остальных систем, пока только компенсирует выбытие старой советской техники.

Долгосрочная тенденция: постоянный рост на ближайшие 10-15 лет за счёт замещения западных самолётов российскими МС-21 и обновлёнными Суперджетами. К 2030 году доля отечественных самолётов вырастет до 70-80%.

2. Эйрбас (Airbus, Европа) - 297 самолётов (-37 бортов)

Тенденции по типам ВС: резкое сокращение семейств А-320 и А-330 в эксплуатации.

Краснокрылые полностью избавились от своих эйрбасов
Краснокрылые полностью избавились от своих эйрбасов

Европейский авиапроизводитель откатился с вершины пьедестала на второе место благодаря выбытию из эксплуатации 37 бортов. Его доля на нашем рынке снизилась до 31,3%. Наибольший вклад в этот процесс внесли авиакомпании Ред Вингс (-12 бортов) и Нордвинд (-9 бортов). С7 и Смартавиа умудрились также потерять относительно свежие А-320нео ( по одному борту каждая).

Долгосрочная тенденция: постепенное снижение доли европейских самолётов. К 2030 году доля Эйрбаса на российском рынке снизится до 10-15%.

3. Боинг (Boeing, США) - 257 самолётов (-56 бортов)

Тенденции по типам ВС: выбытие Б-737, Б-757, Б-767 и Б-777.

Азур Эйр больше других сократил количество боингов в эксплуатации
Азур Эйр больше других сократил количество боингов в эксплуатации

Лидировавший на российском рынке до скандала с 737МАХ американский производитель потерял в 2022 году самую существенную долю российского рынка. Сейчас его доля снизилась до 27,1%.

Как мы и предсказывали, подвели Боинг в-основном чартерные авиакомпании. Больше других отличились Азур Эйр (-20 бортов) и прекратившая полёты Роял Флайт (-13 бортов). Также серьёзно сократили свой парк боингов Норд Винд (-8 бортов) и Пегас Флай (-6 бортов).

Долгосрочная тенденция: устойчивое снижение доли американского производителя. К 2030 году доля Боинга на российском рынке снизится до 5-10%.

4. Бомбардье (Bombardier, Канада) - 34 самолёта (-13 бортов)

Руслайн приземлил сразу 9 "сержиков"
Руслайн приземлил сразу 9 "сержиков"

Доля канадского производителя, ушедшего с рынка в ковидные времена, стабильно снижается и достигла 3,6%. Авиакомпания Руслайн вывела из эксплуатации 9 "сержиков" CRJ-200. Якутия остановила эксплуатацию 4-х Q-300.

Долгосрочная тенденция: постоянное снижение доли канадского производителя. К 2027-2030 году все самолёты Бомбардье окончательно исчезнут с российского рынка.

5-6. Эмбраер (Embraer, Бразилия) - 21 самолёт (-2 борта)

Бразильский авиапроизводителя никогда не имел существенной доли на российском рынке. На сегодня Эмбраер занимает 2,2% российского пассажирского авиапарка. Выведены из эксплуатации 2 Е-190 у чартерной авиакомпании Пегас Флай.

Долгосрочная тенденция: постоянное снижение доли бразильского производителя. К 2030 году все Эмбраеры должны покинуть наш рынок.

5-6. АТР (ATR, Франция-Италия) - 21 самолёт (-1 борт)

У ЮТэйр выбыл из эксплуатации один АТР-72
У ЮТэйр выбыл из эксплуатации один АТР-72

Европейский авиапроизводитель турбовинтовых региональных самолётов из-за санкций не имеет перспектив на российском рынке. На сегодня АТР занимает 2,2% рынка. Из эксплуатации выведен АТР-72 авиакомпании ЮТэйр.

Долгосрочная тенденция: постоянное снижение доли рынка до нуля. К 2030 году в России смогут остаться лишь единичные экземпляры.

Чтобы быть в курсе текущих авиановостей подписывайтесь на наш Телеграм-канал ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.