Найти тему
Кинооператор рассказывает

157. Использовался ли хромакей в "лунных" миссиях США?

В последние годы (с развитием компьютерных технологий) использование хромакея для получения комбинированного кадра стало доступно всем. Этот приём совмещения человека с любым выбранным фоном даёт хорошие результаты даже в приложении на сотовом телефоне. И у тех, кто интересуется лунной аферой, стали возникать естественные вопросы - был ли использован хромакей в НАСА для получения кадров, снятых якобы на Луне? Может быть эти горы, которые мы видим на снимке из альбома "Аполлон-17" добавлены в кадр с помощью хромакея?

Кадр из фотоальбома "Аполлон-17"
Кадр из фотоальбома "Аполлон-17"

Давайте попробуем разобраться, могло ли НАСА применить хромакей. На компьютере в монтажной программе процесс замены цветного фона (зелёного или синего) происходит элементарно просто - в виде двух кликов в соответствующем пункте меню. Современный человек не видит, что происходит на компьютере в альфа-канале, отчего возникает иллюзия, что процесс элементарно прост. Но в эпоху плёночного кинематографа замена хромакейного фона была сложна, занимала очень много времени и требовала изготовления контратипов (дубликатов), чёрно-белых масок и контрамасок. Эти разные киноплёнки нужно было совмещать друг с другом, накладывать одну на другую. И для получения качественного конечного изображения нужно преодолеть три технические проблемы.

Первая проблема связана с движением и остановкой киноплёнки. При экспонировании в кинокамере кадра за кадром движущаяся киноплёнка тормозится в кадровом окне трением - кинопленка сдавливается с двух сторон подпружиненным фильмовым каналом или специальными салазками. Всё это приводит к тому, что в кадровом окне она каждый раз останавливается по-разному. К тому же у шага перфораций есть свои допуски. А ещё после мокрой обработки при высыхании пленка слегка стягивается. Всё это приводит к неустойчивости изображения. Обратите внимание на мелкую вибрацию титров.

-2

Видео:

Когда мы смотрим игровое кино, мы этим недостаткам не придаём значения. Но если мы увидим, что в документальном кино одна часть изображения вибрирует относительно другой, мы сразу догадаемся о двойном экспонировании и поймём, что перед нами - комбинированный кадр. А комбинированный кадр при хромакее формируется из 4 разных киноплёнок - два изображения и две маски. Об этом мы подробно писали в статье "Технология хромакея на киноплёнке":

И каждая киноплёнка имеет свою усадку и свою неустойчивость изображения. Поэтому контуры выделяемого изображения всегда будут вибрировать.

Является ли эта проблема существенной для НАСА? Конечно, нет. Когда нужно скрыть технический дефект, НАСА поступает очень просто - делает изображение умышленно плохим по качеству, чтобы зритель ничего не смог разобрать. Например, все круговые панорамы якобы на Луне специально сделаны "замыленными", чтобы вы не видели границу, которая отделяет актёрскую сцену от рисованного театрального задника.

Кадр из круговой панорамы. Стрелками указана граница начала задника.
Кадр из круговой панорамы. Стрелками указана граница начала задника.

Теперь о другой стороне вопроса, о второй проблеме. Для съёмок кинофильмов используют малоконтрастную негативную киноплёнку, чтобы получить полутоновое изображение. А для изготовления макски и контрмаски необходима, наоборот, очень контрастная киноплёнка, чтобы получить только чёрное и белое - непрозрачную чёрную маску и прозрачный фон.

Пример маски и контрмаски
Пример маски и контрмаски

Если маска будет недостаточно чёрной, то в окончательном комбинированном кадре некоторые детали будут просвечивать сквозь неё. Приглядитесь, например, к ногам джина - сквозь них просвечивает прибрежная полоса - маска была недостаточно плотной.

Комбинированный кадр из фильма "Багдадский вор", 1940 г.
Комбинированный кадр из фильма "Багдадский вор", 1940 г.

Чтобы получить плотную чёрную маску используют контрастную позитивную киноплёнку. А потом с этой маски печатают контактным способом контрмаску. Когда нужно получить плотную "черноту", плёнку сильно экспонируют, но эмульсия киноплёнок является сильно мутной средой (это такой специальный термин). Вот как выглядит чёрно-белая позитивная киноплёнка - она сильно рассеивает свет.

Засвеченная чёрно-белая позитивная киноплёнка
Засвеченная чёрно-белая позитивная киноплёнка

И свет из-за рассеяния внутри эмульсии затекает за границы изображения. Кроме того, диффузия происходит и во время проявления. Из-за этих причин граница чёрного и белого становится размытой.

Из-за большой плотности граница чёрного и белого размывается
Из-за большой плотности граница чёрного и белого размывается

Маска и контрмаска не совсем идеально перекрывают друг друга и вокруг внедряемого в пейзаж изображения возникают контуры. И сквозь эти контуры может просвечивать синева (в первые 40-50 лет цветного кино хромакей был синим).

Контуры вокруг мальчика
Контуры вокруг мальчика

Эти контуры были видны не только в первых фильмах, где применялся хромакей. Вот, например, кадр из фильма "Назад, в будущее-3", и это уже 1990 год. Там тоже видны контуры.

Кадры из фильма "Назад, в будущее-3"
Кадры из фильма "Назад, в будущее-3"

Если приглядеться к ногам, то вокруг штанины легко обнаружить светлый контур.

-10

Понятно, что для фильма такой опасный кадр - ноги около быстро вращающегося кривошипно-шатунного механизма снимали по частям, отдельно вращающиеся колеса паровоза и отдельно на синем хромакее - ноги на флайборде (хаверборде). А потом на оптическом принтере совмещали эти два изображения, перекрывая с помощью масок синий хромакей.

Полагаю, что эти две проблемы, возникающие при изготовлении комбинированного кадра с помощью хромакея - контуры вокруг объекта и их вибрация - были не столь существенны, поскольку НАСА, пригласив из Голливуда нескольких киноспециалистов (Стенли Кубрика в первую очередь) тут же стало пробовать получать "лунные кадры" с помощью хромакея.

И тогда возникла третья проблема, которая поставила крест на всех экспериментах с хромакеем - у астронавтов были белые скафандры. И на белой ткани скафандра появились цветные рефлексы от хромакея. Вот пример, как выглядят рефлексы хромакея на белых и светлых одеждах. Они возникают в теневых участках, куда не попадает яркий свет прожектора.

На белых одеждах возникают рефлексы от хромакея
На белых одеждах возникают рефлексы от хромакея

И эти цветные участки на белой ткани стали исчезать, становиться прозрачными вместе с хромакеем. Посмотрите забавное видео - метеоролог пришёл на телевидение в зелёном галстуке рассказывать прогноз погоды. А в студии был зелёный хромакей. И галстук исчез вместе с хромакеем, сквозь него стала просвечивать картинка метеопрогноза.

-12

Вот этот ролик:

Те, кто работал с хромакеем, прекрасно знают - стоит придти на съёмку человеку в очках с металлической дужкой, как в металле тут же начнёт отражаться хромакей, и эта металлическая дужка исчезнет. Хромакей сам по себе даёт много света. И рефлексы возникают сверху на плечах. Хромакей как бы "проливается" на человека. Есть даже такой термин "spill" - от английского слова "пролить". И это осложняет отделение от фона. Сквозь причёску, сквозь волосы просвечивает хромакей - и волосы становятся полупрозрачными. Чтобы избежать некачественного отделения человека от фона, в студиях сзади на человека светят контровым светом. Если хромакей синий, то плечи и волосы освещают противоположным цветом - жёлтым.

А теперь представьте астронавта, стоящего на фоне хромакея. Самые сильные рефлексы будут на пластиковых поверхностях, прежде всего на стекле шлема, и они после кеинга исчезнут. Шлем в этом месте станет просвечивающим насквозь.

В фильме "Гравитация" (2013 г.) Сандра Балок снималась без стекла на шлеме, чтобы в нём не отражались ни осветительные приборы в павильоне, ни хромакей. А "стекло" потом добавлялось компьютерной графикой.

Добавление стекла с помощью компьютерной графики
Добавление стекла с помощью компьютерной графики

Стенли Кубрик после договора с НАСА в 1965 году попробовал синий хромакей для создания "лунных пейзажей" и понял, что ничего хорошего из этого не получится. Эти работы проводились под прикрытием фильма "2001. Космическая одиссея". Летом 1966 года работа над “Космической одиссеей” остановилась, и почти целый год Кубрик пытался решить одну-единственную техническую проблему – как создать за спиной актёра "горный лунный пейзаж". Хромакей не подходил, и требовалась проекция изображения горы на гигантский экран за спиной актёра. Применяемая на студиях рирпроекция не обеспечивала высокой яркости экрана, он ограничивался 8-10 метрами по ширине. Но такой ширины было не достаточно для получения общих планов.

Тогда Стенли Кубрик решил использовать совершенно новую и практически неизвестную технику под названием фронтпроекция. Он не был до конца уверен, что фронтпроекция сработает. Так что он попросил помощи у Тома Ховарда – главного по спецэффектам в MGM, да еще и обладателя «Оскара» – и приступил к проведению операторных проб с Джоном Алькоттом, снимая пролог к фильму - эпизод «На заре человечества».

В 1968 году, почти на два года позже запланированного срока, наконец выходит фильм "2001. Космическая одиссея". Фронтпроекция на гигантский экран (33 метра шириной) была поистине революционной. Вот именно эту, разработанную С.Кубриком фронтпроекцию, использовало НАСА для создания визитных карточек "лунных миссий" - астронавт на фоне лунной горы. Причём установка для фронтпроекции стояла в одном павильоне, и в этом павильоне снимались разные "лунные" экспедиции.

А хромакей отошёл в сторону, от него отказались. Избавиться от синих рефлексов на белой одежде было невозможно. Компьютерные технологии появились только через 30 лет. А синих объектов, чтобы как-то оправдать эти рефлексы, на Луне нет.

Поэтому можно смело утверждать, что среди "лунных" снимков НАСА нет таких, которые были получены с помощью хромакея.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!