Круговорот наоборот
(фантастический рассказ)
Дождь лил третий день. Вот так зарядил три дня назад и не переставал до сих пор. Дождливое утро. Старший внук сидел на диване рядом с дедом и смотрел в окно на дождь. Он уже большой, и философия осени ему уже по силам. Младший внук крутился возле дивана. Его философия была предметной - игрушечные машинки. Поддерживая тон осеннего настроения, в коем есть парадоксальная бинарность - на улице дождь и холодно, а дома сухо и тепло, дед ворковал что-то подобающее случаю, и был в этом похож на того акына, который что видит, о том и поет. Он любил вот так поговорить с внуками, хотя это было больше для себя и сам с собой, в расчете, что и внукам это полезно будет слышать.
- Вот такой круговорот воды в природе!, - процитировал дед строчку из своих детских лет школьного учебника по природоведению.
- Почему круговор-р-рот?, - ожидаемо откликнулся на новое слово младший внук, старательно нажимающий на рокочущую букву, которую сегодня впервые научился воспроизводить, а старший снисходительно улыбнулся любознательности брата и его артикуляциям.
Дед, поймав новый виток для своих рассуждений, довольно огладил подбородок, еще недавно поросший бородой, а сегодня гладко выбритый по случаю начала среднего месяца осени, знаменующего в мире деда его метафорическое сравнение осени со старостью - шестьдесят.
- Вот перед вами лужа, наполненная дождем, или бассейн наполненный дедом, - начал просветительское повествование дед, попутно укоряющий себя, что не слил еще на зиму воду из бассейна. - С поверхности воды вода испаряется и направляется вверх, в небо.
Заметив готовность очередного “Почему?”, младшего внука, переложил вводное предложение попонятнее:
- Вода маленькими-маленькими капельками поднимается вверх. Как пар из носика чайника, - объяснение было принято, и младший внук повернул голову в сторону чайника на кухонном столе. - Потом этот пар из маленьких-маленьких капелек собирается в облака и тучи.
Старший внук вытянул шею в сторону окна, чтобы заглянуть под верхний край оконной рамы и увидеть облака и тучи, но небо было просто затянуто серой туманной хмарью. Младший внук подбежал к окну и тоже посмотрел в небо. Рассказ удавался деду.
- В тучах маленькие капельки воды соединяются, слипаются, как пластилиновые, становятся большими каплями и падают на землю. Это и есть дождь!, - дед замолчал ради театральности паузы, давая внукам представить себе великолепную картину мироздания. - Некоторые капли дождя, попав на асфальт, образуют большие лужи, а некоторые просачиваются глубоко в землю, чтобы потом оказаться в нашем колодце…
- Вон колодец! С ведр-р-ром!, - закричал младший внук и показал пальчиком на дальний край участка, где темнел промокший от дождя колодец.
- Да-а-а!, - обрадованно подхватил дед. - Из этого колодца дедушка наливает воду в бассейн!
На старшего внука, хотя и достаточно просвещенного, рассказ деда тоже оказал волнующее влияние.
- И-и-и?, - спросил старший внук и тем попросил деда продолжить и завершить рассказ, о финале которого он догадался.
- И снова с поверхности луж, бассейнов, прудов, озер, рек, морей и океанов вода маленькими-маленькими капельками взлетает вверх в облака…
- Да-а-а!, - подхватил дедушкин восторг старший внук, обрадовавшись своей догадливости.
- Да-а-а!, - поддержал и порадовался дед. - Круговорот воды в природе!
- Да…, - начал и почему-то запнулся младший внук. - Наобор-р-рот!
Наверное, младший внук лишь перепутал новое слово “круговорот” с известным “наоборот”, но деда это обстоятельство привело в состояние задумчивости, если не сказать ступора. Дед вдруг представил себе это “наоборот”. Словно в подтверждение этой несуразицы из черной колонки “Алиса” зазвучала детская песенка любимых внуками “Барбариков”, в которой дождь из лужи возвращался в тучи. Старик задумался, представил и продолжил представление.
- Представьте себе, что круговорот воды вдруг заработал в другую сторону! Как в этой песенке “Барбариков”! Из лужи в тучу!, - дед воодушевился, распаляя свое писательское воображение. - А потом большие дождевые капли превращаются в маленькие-маленькие и опускаются на землю. Обратно в лужи…
Дед и сам немного запутался в нарисованной им картине. Однако напряг воображение еще больше, до уровня трехмерной цветной картинки, почти материальной, со звуками капель дождя, с запахами осени и мокрой земли, весом воды в бассейне, которой там сейчас около четырех кубометров, то есть, четыре тонны…
Что-то явно произошло, как только старик вообразил все это. Сначала он сощурил глаза, вглядываясь через окно в мокрый сад, потом достал из брюк очки, нацепил на нос и увидел. От луж на асфальте поднимались вверх цепочки дождевых капель. Все это поначалу показалось ему обманом зрения. Но вот он вгляделся, и его подозрения подтвердились. Каким-то неведомым образом круговорот воды в природе вдруг поменял свое вращение. Как если бы часы на стене пошли против часовой стрелки.
Этот мираж, а иначе старик это и не воспринял, навел его на мысли изрядно философского веса. А есть ли он - обратный ход? Возможно ли движение вспять? Может, в каких-нибудь релятивистских теориях этоме есть место? А может, все буквально так, как в принципе Гейзенберга, и достаточно появиться рядом с неким процессом человеку, как этот процесс станет протекать по-другому? Старик покрылся испариной, будто от приближения к чему-то грандиозному, к какому-то запретному знанию, подобному тому, от которого нельзя было откусывать.
Капли дождя за окном стремительно поднимались с поверхности луж и бассейна вверх с замедлением в 9,8 метров в секунду за секунду. Неужели он на старости лет обрел такую силу духа, что его мысль о направлении круговорота воды в природе, взяла да и поменяла извечный ход вещей? Это значит, что он стал…
- Деда!, - прервал ошеломительные мысли старика младший внук, прижавшийся носиком к оконному стеклу. - Смотъи, как летят ввейх капли дождя! Как в песенке Байбаиков!
Старший внук посмотрел на братика и удивленно поднял брови. Он заметил, что тот перестал выговаривать букву «эр». Словно почувствовав что-то неладное, старший внук прижался к деду, но отпрянул. Щеки деда были колючими, как день назад, когда он еще не сбрил бороду.
Старик провел рукой по бороде и совсем ошалел. Происходило что-то совсем невообразимое. Неужели время пошло вспять? Дед и старший внук пристально смотрели в глаза друг другу и молчали. Дед боялся испугать мальчика, а тот не решался обратить внимание деда на странные обстоятельства.
Словно хватаясь за соломинку, старик достал из джинсов телефон и открыл экран. Суббота! Какая такая суббота, если сегодня уже воскресенье? Новый взгляд на экран телефона еще больше напугал старика. Пятница! За окном ясное солнечное утро, какое было на даче позавчера до начала дождя. Не! Мо! Жет! Быть!
Старший внук пожал плечами, может быть, стараясь как-то успокоить деда. Внук улыбался, будто его забавлял испуг деда. В этот момент раздался крик младшего внука.
- А-а-а! Где моя масынка-а-а? Она была у меня в юке-е-е!
Дед поспешил подхватить на руки младшего внука и стал успокаивать его возмущенный плач. Он уже понял, что произошло. Накануне, в субботу он подарил внучку маленький пластмассовый грузовичок. Буквально минуту назад внук держал его в ручке, а сейчас обнаружил, что ладошка пуста, и испугался. Было от чего! Старик и сам был не на шутку напуган. Да что там! Испуг деда лучше было назвать паникой на грани потери адекватности.
- Не плачь, малыш!, - принялся успокаивать младшего внука дед. - Я куплю тебе новый грузовичок. За…
Старик хотел сказать «Завтра», но осекся. Ужас волной охватил его! Ведь завтра не наступит, а наступит… Вчера?
Младший внук вроде бы стал успокаиваться. Дед наращивал обороты паники. Только старший внук загадочно улыбался, посматривая то на деда с братиком на руках, то за окно на безоблачное небо и восходящее солнце, покачивая головой в такт песенке Барбариков про дождь, возвращающийся в тучи.
- Алиса! Стоп!, - крикнул старик, испугав младшего внука.
Умная колонка замолчала, но догадки старика не подтвердились, а ожидания не оправдались. За окном было ясное утро пятницы. А ведь поначалу дед подумал, что вся эта фантасмагория из-за песенки - чего не подумаешь, когда творится такое. Он понадеялся, что невероятная мистика происходит из-за песенки. Какая чепуха!
Дед ойкнул, ноги подкосились, и он еле успел поставить на пол младшего внука и чудом умудрился плюхнуться на диван к старшему внуку. Спину пронзила острая боль - травмированный позвоночник давал о себе знать перед непогодой. Значит, уже четверг, и старик поразился тому, что в его выводах скользнула не к месту спокойная определенность новой реальности жизни наоборот. И тут…
Старший внук, этот чувствительный и добрый семилетний мальчик изобразил милой гримаской на личике сочувствие деду, как будто почувствовал на себе боль любимого старика. Он кивнул головой в сторону умной колонки, и та заиграла новую песенку. Про дождик. Старую. Дедушкиного детства. За окном, словно при открытии другой страницы Ютуба сменилась картинка. Пасмурное утро. Дождь за окном. Капли дождя падают в собравшиеся лужи и переполненный дождем бассейн, вызывая маленькие взрывики с брызгами. Старший внук прижался к щеке деда, больше не боясь уколоться о его жесткую бороду. Ее больше не было, ведь дед сбрил ее еще вчера. Старик сидел согнувшись. Он задремал. Так будет лучше. Пусть спишет увиденное на сон.
Младший братик подбежал к старшему.
- А я когда нибудь научусь делать кр-р-руговорот наобор-р-рот?, - и он обнял старшего брата, ведь он был как маленький ласковый котенок, которым себя называл.
Старший брат погладил младшего по голове. Они любили друг друга как лучшие в мире братья и друзья. Они понимали друг друга так, как не понимали их ни родители, ни дедушки и бабушки. А дедушку, заснувшего рядом с ними на диване в позе кучера они оба очень любили.
Кто знает, что стояло за этим невероятным поворотом времени вспять - невинное баловство, эксперименты юности или проверка какой-то гипотезы. Наверное, хорошо, что волшебство детства проходит, ведь взрослый мир, хоть и скучный, но зато понятный и стабильный.
Братья, обнявшись, смотрели на дождь за окном.
Сергей Александрович Русаков.
8 сентября 2022 года.
Автотехцентр «Шкода» на Киевском шоссе.