Наладить доверительный контакт с ребенком
Важно наладить разговор так, чтобы подросток понимал, что в разговоре нет большого и маленького.
Достичь результата на данном этапе позволит неформальный разговор, например, об увлечениях:
«Расскажи, чем ты сейчас увлечен?»
«Что тебе интере сно изучать помимо уроков?»
При этом используйте активное слушание, за давайте вопросы по теме и поддерживайте разговор, который интересен ребенку.
Как проверить, что этап пройден:
- Подросток развернуто отвечает на вопросы и сам задает вопросы.
- Сидит в открытой позе: руки раскрыты, не кладет ногу на ногу.
- Активно слушает, не отвлекается и не перескакивает с одной темы на другую
Выявить цели и определить потребности, которые подросток пытается удовлетворить
Определить цели , на достижение которых он тратит основную энергию.
К примеру:
- закончить школу без троек
- сделать так, чтобы родители отстали с оценками
- понравиться девочке; стать самым крутым в классе
- добиться, чтобы к доске не вызывали
Чтобы определить цель, используйте следующие вопросы:
- Что ты хочешь?
- Скажи, все ли тебя устраивает в твоей жизни сейчас; в этой ситуации?
Выявите потребности, которые он пытается удовлетворить:
- потребность в уважении
- большей самостоятельности
- любви от родителей
- получении привилегий от учителя
- безопасности.
Используйте вопросы – основная суть:
- «почему ты этого хочешь?»
- Почему для тебя это важно?
- С чем связано, что ты хочешь именно этого?
- Зачем тебе это?
- С чем связано, что ты принял такое решение?
- Почему хочешь именно так, а не так?
- Что изменится в твоей жизни в результате этого, какой будет твоя жизнь?
- Для чего тебе это?
На этом этапе важно услышать, как подросток формулирует цель, насколько она позитивна или отрицательна, реализуема и определена во времени.
Скорректировать цели в соответствии с потребностями
- В чем твоя главная цель?
- К чему ты хочешь прийти?
- Что желаешь получить в итоге?
- Чего ты хочешь добиться?
- О чем мечтаешь?
Помогите подростку определиться с направлением прилагаемых усилий и с правильной постановкой целей. Цель должна быть действительно желанная, четкая, определенная во времени, не завышенная, реализуемая. Важно, чтобы сам пришел к осознанию своих новых целей, иначе мотивация на их реализацию будет кратковременной.
Используйте вопросы:
- Как думаешь, что будет, если твои действия приведут не к тому результату?
- Твои действия приближают тебя к этой цели?
- Как твои действия влияют на достижение цели, как связаны с ней?
- Что будет, если сделать, а не так?
- Как бы ты хотел в идеале?
- Если хочешь этого, то как это может помочь тебе в достижении твоей цели?
- А если представить, что…?
Определить ресурсы для того, чтобы достигнуть поставленных целей
Дайте понять подростку, какие у него есть ресурсы для достижения целей (время, знания, отношения, варианты действий, финансы, знакомые, активность, возможность выбирать).
Ваша задача – стимулировать. Задавайте вопросы:
- Что тебе необходимо для того, чтобы сделать это?
- Что у тебя есть для достижения результата?
- Могут ли помочь какие-то люди (отношения)?
- Какое время ты себе на это отводишь?
- Какими средствами можно воспользоваться?
- Как ты представляешь шаги для достижения цели?
- Чего не хватает до результата?
Составить план действий для достижения цели
Предложите составить настоящий план по достижению желаемой цели, согласовывая его с потребностями и возможностями.
Помогут вопросы:
- Как ты будешь добиваться результата?
- Ты можешь составить план?
- Что сделаешь в начале (в середине, в конце)?
- Как будешь проверять, на правильном ли ты пути?
- Как бы ты сделал?
Как проверить, что этапы пройдены
- Подросток четко понимает, что необходимо сделать для достижения цели.
- Каким образом будет проверять себя.
- На каких этапах необходим контроль .
- Какого результата хочет добиться и в какие сроки.