Часто во время лекции, вебинара или телефонного разговора мы неосознанно берём ручку, чтобы скоротать время и рисуем различного рода каракули - цветочки, палочки, рожицы, а могут быть и целые рисунки. Это и есть дудлинг (от англ. doodle - каракули).
А как дудлинг влияет на концентрацию внимания? И как эти каракули нам запомнить информацию?
Представьте, вы дозвонились в колл-центр, оператор вас ставит в режим ожидания, и вы начинаете думать не о звонке, а мечтать об отпуске, или о предстоящих выходных, как вы их проведете, куда пойдёте - театр, интересная выставка и тд. .... И тут вы понимаете, что оператор, ответ которого вы ждали уже начал что-то говорить, и вы ничего не уловили из сказанного.
Это пример наглядно показывает, как во время какого-то скучного занятия наше внимание непроизвольно переключается на воображение или мечтательность. И тут многие из нас приходят к дудлингу, начиная рисовать незамысловатые узоры, фигуры, не связанные с основной задачей.
Профессор психологии Джеки Андраде в 2010 году провела эксперимент, однако выборка его была небольшая - 40 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Участники были распределены на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек. Испытуемые должны были прослушать запись телефонного сообщения в течении 2,5 минут. Монотонный голос говорил о 8 именах людей, приглашенных на вечеринку, именах 3 человек и 1 кота, которые не смогли на ней присутствовать, а также запись включала 8 географических названий.
Испытуемые проходили данное тестирование индивидуально, в тихом и достаточно скучном с точки зрения дизайна, кабинете. Во время прослушивания записи участники контрольной группы записывали имена тех, кто должен посетить вечеринку, не обращая внимания имена, тех кто посетить ее не смог. А экспериментальная группа должна была заштриховывать чередующиеся фигуры - круги и квадраты (не обращая внимания на скорость и аккуратность) диаметром примерно в 1 см, которые уже были напечатаны на листах формата А4, не акцентируя внимания на все детали записи.
Результаты показали, что участники экспериментальной группы смогли запомнить на 29% больше информации из записи, чем участники контрольной группы, которые были сконцентрированы на определенных именах. Участникам группы, которые использовали дудлинг, не ставили никаких задач, кроме рисования, что напрямую помогло запомнить детали из прослушанной записи.
Безусловно, удивительный эффект дудлинга вовсе не означает, что стоит вместо конспектов рисовать каракули, особенно если в лекции используется непростая терминология. Но такой способ помогает эффективнее воспринимать и запоминать информацию.
Автор: Прохоренко Алиса Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru