Найти тему
Бард-Дзен

Имена, ставшие знаками смены эпох в нашей песне – Кира Малыгина и Никита Дорофеев.

На самом деле, этих имен куда больше. С ними на событии, знаменующем смену бардовских эпох, были еще десятки ребят. Здесь же можно было бы вспомнить Любовь Хореву, Ксению Полтеву, Андрея Корфа, Рому Филиппова, да много кого. Но ограничимся этими двумя просто потому, что именно с ними мы встречались совсем недавно, и между прочим, договорились, что и Кира, и Никита, как у них будет время, ответят на пару-тройку моих въедливых вопросов в этой теме. А, значит, разговор будет не просто продолжен, он будет намного более объемен и содержателен, чем если бы я его сам с собой тут вел, как это обычно бывает.

Каюсь… Впрочем, в чем тут каяться! Я, как и полагается русскому мужику, оказался крепок задним умом. Это – не грех, это – менталитет, блин! Мы в последний день РАВНОДЕНСТВИЯ успели перекинутся с Никитой и Кирой на эту тему, но по уму, стоило об этом подумать раньше, пока не была демонтирована студия фестиваля, в которой записывались интервью с участниками и экспертами. Но тут уж что поделаешь – русский и есть русский. Задний ум – наша сила и наша правда. Жаль, конечно, что не записано интервью именно на тему слома бардовских эпох, в котором и тот и другая приняли самое деятельное участие, но, возможно, пара-тройка текстов, возникших в результате переписки, могут оказаться еще и интереснее.

Я понимаю, языки у нас у всех без костей, и сходу ребята могли бы на эту тему наговорить много интересного и плюс кое-что такое, что хотелось бы в последствии либо поправить, либо сказать по-другому. Но в медленных текстах по переписке, подумать можно спокойнее , и не торопясь. Может быть, это судьба, а не только менталитет русского мужика уберегли меня от торопливости, а показали путь более вдумчивого и глубокого анализа реально очень интересного и очень важного момента в истории авторской песни. Момента, который был обозначен как фестиваль авторов нового поколения, или, уже выйдя из-под очарования миллениума, можно было бы назвать тогда просто фестивалем авторов будущего. Ведь именно авторами будущего в тот момент представлялись организаторам юные ребята, уже успевшие покорить любителей авторской песни в своих регионах и своих клубах, но пока еще не ставшие конкурентами тем, кто проскочил в звезды чуть раньше.

Никита Дорофеев и Кира Малыгина - герои сегодняшнего текста.
Никита Дорофеев и Кира Малыгина - герои сегодняшнего текста.

Знаете, Федор Иванович Тютчев, переводя мудрость человеческую с языка фольклорного на язык поэтический, не зря создал крылатой фразу – нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. По себе знаю, хоть и живу на 150 уже лет позже, Тютчев не врал, именно так и происходит. Затеваешь, казалось бы, шуточное действо, а выходит в результате проект на десятилетия. А в начале-то точно было всего лишь СЛОВО. Впрочем, люди… Простите, существа куда более высокого полета, тоже замечали, что в начале было СЛОВО, и нам завещали этого не выпускать из внимания

Однако, прежде, чем дать волю своим словам, а еще и в перспективе словам своих героев, стоит их представить какими-то песнями именно из тех самых времен. Как водится, в юном возрасте хорошие авторы выдают нечто такое, что уже никогда не исчезает из их репертуаров. Причем заслуженно. Можно потом разбираться с тем, что стих не совершенен, музыкальное решение тоже сейчас бы было иным – это все, друзья, от Лукавого. Судьба дала шанс, и ребята им воспользовались так, как только и могли именно в тот момент. И это было – не дурацкое решение, ибо именно оно, это решение и сделало их теми уважаемыми авторами, которых мы знаем сейчас.

Когда мы с ребятами обсуждали тему явления новых авторов, авторов будущего, я обратил их внимание на само явление и вместе с ним и на их новых лирических героев. Это же крайне интересные персонажи, честно говоря. Этакие ниспровергатели всего и вся, что между нами, не ново совсем, но при этом эти лирические герои весьма тонко знают и даже чувствуют культуру предыдущих поколений. И не вступают с ней в конфликт, а, скорее, сотрудничают.

Кто-то мне тут сразу скажет – так это ж постмодернизм в чистом виде! Позвольте не согласиться. Тут видна преемственность, это да, но и создание собственных совершенно образов, даже не на основе, а просто с отсылками к предыдущему культурному опыту ту есть. И это – совсем другое, более, я бы сказал, классическое течение в искусстве, чем пресловутый постмодернизм. Это вам не пелевинские герои, бесконечно влипающие в фантастические предлагаемые обстоятельства, где со стороны можно наблюдать и оценивать мытарства классических и не очень персонажей, лирические герои авторов будущего в гуще событий сами. Но вот кто они – это действительно большой вопрос.

Кира Малыгина тогда тоже заявила похожее отношение к поэтическому миру. Я даже помню скандальные тексты, где ее обвиняли едва не в плагиате. Ну… бывает, что и критикам отказывают мозги. Опосредованное цитирование – это назвать плагиатом, нужно крайне буйную фантазию иметь.

Новое, что на самом деле никак не сходится – это довольно сильная разница этих самых лирических героев и их авторов. Оно, конечно, не редкость, когда лирический герой поэта так далек от автора, как Альфа Центавры от Урюпинска, но все же какие-то реальные черты автора в герое все равно есть, ибо от чьего имени расставлять смысловые и моральные акценты все же решает не герой, а автор. А вот герои Киры или Никиты ухитряются оперировать собственными понятиями о смыслах и морали. И если у Никиты Дорофеева еще видны какие-то остатки ориентиров, скажем диких поэтических игр Михаила Щербакова, то Кира и вовсе улетает в края, где ориентиры возникают сами собой, если, конечно, вообще возникают.

Да! Кира! Тут штука интересная, и когда я говорил об отсутствии ориентиров в реале, это просто к слову пришлось. Но, положа руку на сердце, красавицу Киру представить на месте лирической героини ее легендарного «Чучела» - это тоже нужно иметь более чем буйную фантазию. Совершенно же книжный персонаж, книжная героиня, и крайне интересно было бы узнать что-то о взаимоотношениях автора с таким лирическим героем. Но, я бы не рискнул такие отношения выносить на всеобщее обозрение. Это ж может нечаянно опрокинуть все главные смыслы прекрасной на самом деле песенки. А там, глядишь и до переосмысления Дон Кихота дойдет! Вот уж увольте от такой культурной диверсии.

Интересно, что, как и полагается большим художникам, ребята во времени меняются. Сегодняшние Малыгина и Дорофеев уже не ниспровергатели, а, наоборот, хранители и развиватели сложившейся культурной традиции. Они – яркие представители уже среднего поколения в авторской песне. Интересные, самодостаточные и очень самобытные авторы. О сегодняшних Дорофееве и Малыгиной я могу говорить сам, не спрашивая их мнения. И, поверьте, наговорю кучу интересных даже для них самих вещей.

Но меня-то именно слом эпох заинтересовал. Собственно, этот текст – это почти анонс довольно долгих разговоров о том, как совершенно естественно, но при этом катастрофически быстро изменилась наша песня со сменой тысячелетий. Очень надеюсь, что ребята отзовутся на мое предложение так вот удаленно на эти темы поразмышлять, тем паче, что договорились же.

А закончить сегодняшний текст хочется сегодняшними песнями моих героев. И, кстати, напомню, что этот текст имеет тэг #фестиваль равноденствие, помимо привычного тэга #критика с любовью. Просто потому, что он пишется под впечатлением и по мыслям, возникшим в ходе минувшего фестиваля нового слова РАВНОДЕНСТВИЕ 2022. То есть, продолжает серию отчетов об этом фестивале, которым еще длится и длится.

В этом году концерт Киры Малыгиной мы ухитрились записать максимально масштабно. Имеется в виду многокамерная съемка и линейный звук, конечно. Но и концерт Никиты Дорофеева хорош, не смотря на съемку в одну камеру.

А в качестве финальных песен сегодня я бы хотел поставить песни своих героев, которые написаны давно. Т.е. максимально близко к тем временам, о которых мне вздумалось поговорить с их участием. Поэтому от Никиты Дорофеева логично услышать его старую визиточную вещь.

Ну и не менее визиточная песня от Киры. Кстати, нужно сказать, что КЛЮЧ Дорофеева за время проведения Зеленой Кареты да и РАВНО мы слышали в исполнении конкурсантов не менее пяти раз. На канале есть весьма убедительный вариант этой песни от Лады Овчинниковой. А ЭЛЕКТРИЧКА Киры Малыгиной – это песня которая не раз звучала в стадии старта РАВНОДЕНСТВИЯ. Ее пели тогда и Ольга Бондарь, и Алина Зеленина, и они вместе в составе трио с участием Сергея Елтышева. Я сейчас не стану ставить вам исполнительские варианты, конечно. Сегодня не о том речь. Но то, что это - один из самых любимых и востребованных хитов Киры дополнительно ни объяснять, ни доказывать никому не нужно – это абсолютно точно. К гадалке не ходи.