В 1885 году в Москве по адресу Большая Дмитровка, 25 открылось ателье. Его хозяйка — 24-летняя девушка, чей вклад в развитие моды и стиля в Российской империи (а позже и в СCCР) сопоставим по значению с модной революцией знаменитой француженки Коко в Париже.
Да, в России тоже была своя икона моды. Звали её Надежда Ламанова. В начале ХХ века ее имя являлось синонимом вкуса и изысканности.
Она была русским гением элегантности. Мы ею гордились. Никто не мог сравниться с ней, безусловно, даже и среди больших французских домов моды. Княжна Варвара Долгорукая
Ниже приведем интересные факты о Надежде Ламановой, ставшей одним из первых проводников в волшебный мир эстетики, больших денег, интриг и высокого искусства, имя которого — мода.
Получила Гран-при на выставке в Париже
В 1925 году Надежда Ламанова создала коллекцию в стиле «A-La Russe». После революции доступ к качественной фурнитуре и тканям был ограничен и модельер использовала простые материалы. Аксессуары — обувь, пояса, бусы — были скатаны из хлебного мякиша. Жюри Всемирной выставки оценило задумку и вручило дизайнеру Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Впервые в истории российской моды.
Дружила с королем моды Полем Пуаре
Пуаре — человек, который снял с женщины корсет. Надежда Ламанова поддерживала с ним тесную дружескую связь, приглашала в Москву и знакомила с кокошниками, платками, сарафанами. Поль был в восторге — яркие и необычные, эти изделия затем вдохновили его на создания целой коллекции. Существует мнение, что придуманное Пуаре революционное женское платье-рубашка не что иное, как отсылка к русскому традиционному костюму.
Была самым модным дизайнером двух эпох
Носить наряд от Надежды Ламановой было так же престижно, как сейчас заказывать платье у Веры Вонг или Донателлы Версаче. До революции Надежда Петровна носила звание «Поставщицы Ея Императорского Величества Императрицы», после — придумывала наряды для советской интеллигенции. Пожелания клиентов обычно игнорировались, если те не соответствовали вкусу дизайнера. Странно, но заказчики не роптали . Её наряды носили Мария Ксешинская и Вера Холодная, Лиля Бри.
Была первым в мире технологом театрального костюма.
Сам Константин Станиславский предложил Ламановой шить костюмы для актеров Художественного театра в Москве. В 1901 году Ламанова создала первые дамские костюмы к постановке пьесы Немировича-Данченко “В мечтах”.
С 1921 года она работала в театре Вахтангова. До самой смерти Надежда сотрудничала с режиссерами и актерами. Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова.
В 1941 году Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы по театральным спискам. Когда она подошла к Большому театру, то поняла, что опоздала, ее сердце не выдержало.. так закончилась жизнь одной из самых известных женщина-модельеров империи и затем страны советов.
Надежда Петровна осталась жить в своём творчестве, которое оказало решающее значение на развитие и русско-советской школы моделирования, и театрального костюма.