Найти в Дзене

Скатологический юмор Моцарта.

Скатологический юмор Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт мел необычайно инфантильное чувство юмора - демонстрировал "туалетный юмор" в своих письмах и в ряде произведений. Бенджамин Симкин, эндокринолог, исследовал 39 писем Моцарта, включая скатологические отрывки. Почти все они направлены собственной семье Моцарта. Один из подходов исследования творчества композитора заключается в исследовании роли скатологического юмора в семье, окружении и эпохе Моцарта. Согласно другой точке зрения, подобный юмор был результатом «впечатляющего списка» психических заболеваний, которыми, как утверждается, страдал Моцарт. Письма великого композитора долго не издавали, считая их непристойными. Вот он пишет своей кузине: «А теперь пожелаю вам доброй ночи, срите в постель что есть мочи, сладко спите, задницу к носу подтяните». Скатологическая музыка Моцарта была одним из изящных развлечений, разделённых между закрытой группой подвыпивших друзей. Это происходило в форме канонов (раундов), в которых каждый г
Источник фото: travel-s-child.ru
Источник фото: travel-s-child.ru

Скатологический юмор Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт мел необычайно инфантильное чувство юмора - демонстрировал "туалетный юмор" в своих письмах и в ряде произведений. Бенджамин Симкин, эндокринолог, исследовал 39 писем Моцарта, включая скатологические отрывки. Почти все они направлены собственной семье Моцарта.

Один из подходов исследования творчества композитора заключается в исследовании роли скатологического юмора в семье, окружении и эпохе Моцарта. Согласно другой точке зрения, подобный юмор был результатом «впечатляющего списка» психических заболеваний, которыми, как утверждается, страдал Моцарт.

Письма великого композитора долго не издавали, считая их непристойными. Вот он пишет своей кузине: «А теперь пожелаю вам доброй ночи, срите в постель что есть мочи, сладко спите, задницу к носу подтяните».

Скатологическая музыка Моцарта была одним из изящных развлечений, разделённых между закрытой группой подвыпивших друзей. Это происходило в форме канонов (раундов), в которых каждый голос вступает с теми же словами и сопровождением музыкой после предыдущего голоса.

Канон Моцарта «Leck mich im Arsch» содержит слова:

Leck mich im A[rsch] g’schwindi, g’schwindi!

(«Лизни меня в задницу, быстро, быстро!»). «Leck mich im Arsch» - это стандартный вульгаризм в Германии. Ближайший английский аналог - «Kiss my ass».

Дэвид Шредер предполагает, что в XVIII веке подобное было гораздо более публичным и «мейнстримным». Немецкоязычный театр времен Моцарта находился под влиянием итальянской комедии дель арте и подчеркивал склад характера Шута, вульгарного и грубого персонажа, который развлекает публику, притворяясь, что ест большие и неправдоподобные вещи (например, целого теленка), а затем испражняет их. Шредер предполагает политическую основу в скатологии в театре: зрители жили в системе наследственной аристократии, что исключало их из политической жизни. Скатология в театре была контрапунктом изысканной культуре, навязанной сверху.

Фольклорист и культурный антрополог Алан Дундес предположил, что интерес и терпимость к скатологическим вопросам является специфической особенностью немецкой национальной культуры, которая сохраняется и по сей день: некоторые фразы, используемые Моцартом в его скатологическом материале, не оригинальны, но были частью фольклора и культуры своего времени.

В начале XX века исследователем, который подозревал, что скатологические материалы Моцарта могут быть истолкованы как признак психической патологии, был австрийский писатель Стефан Цвейг, который собрал большую коллекцию музыкальных рукописей.

Его коллекция включала письма Bäsle (в то время неопубликованные), а также автографы скатологических канонов Моцарта «Difficile lectu» и «O du eselhafter Peierl». Цвейг отправил копии писем Bäsle знаменитому психиатру Зигмунду Фрейду со следующим предложением:

“Эти девять писем… бросить психологический очень выдающийся свет на его эротическую натуру, которая, более чем любой другой важный человек, имеет элементы инфантилизма и копрофилии. Это было бы актуальным быть очень интересным исследованием для одного из ваших учеников”.

Фрейд, видимо, отклонил предложение Цвейга. Как отмечает Шредер, позже психобиографы изъяли письма в качестве доказательства психопатологических тенденций у Моцарта.

Некоторые авторы в 1990-х годах истолковывали материал как доказательство того, что Моцарт имел синдром Туретта. Симкин каталогизировал скатологические письма и сравнивал частоту вульгаризмов в них с частотой подобных вульгаризмов от других членов семьи Моцарта - у Моцарта она гораздо выше. Скатологические материалы были объединены Симкиным с биографическими данными о времени Моцарта. Он предположил, что Моцарт страдал от тиков, характерных для синдрома Туретта. Его заявление было подхвачено газетами всего мира, вызвав международную сенсацию, и интернет-сайты растиражировали это предположение.

Гипотеза о наличии у Моцарта синдрома Туретта была признана несостоятельной, ей не удалось поколебать господствующее мнение по этому вопросу. Так, Каммер в 2007г. критически оценивает гипотезу как слишком грубую. Он пришел к выводу, что «синдром Туретта - это изобретательный, но неправдоподобный диагноз в истории болезни Моцарта». Доказательства моторных тиков отсутствуют, и точка зрения, что непроизвольные вербальные тики передаются в письменной форме, признана «проблематичной».

Невролог и писатель Оливер Сакс опубликовал редакционную статью, оспаривая утверждение Симкина, но Ассоциация Синдрома Туретта, указывала на спекулятивный характер этой информации. Никакие эксперты по синдрому Туретта или организации не высказали мнение о том, что имеются достоверные доказательства, позволяющие сделать вывод, что Моцарт имел синдром Туретта. Один специалист по синдрому заявил, что «хотя есть некоторые сайты, перечисляющие Моцарта как личность, который имел синдром Туретта или ОКР, из описания его поведения не явствует, что он на самом деле страдал одним из этих заболеваний».