Найти тему
Катехизис и Катарсис

Почему католических священников долгое время не волновали жизни индейцев?

Итак... На прошлой неделе под постом об одном из первых защитников индейцев прозвучал вроде бы наивный, но на деле-то очень интересный вопрос. Бартоломе де лас Касас, Антонио де Монтесинос и Педро де Кордова — далеко же не первые монахи/священники в Новом Свете. Это ведь уже начало 1510-х, Конкиста идёт почти 20 лет. Так почему же раньше священнослужителей не беспокоило то, как обращаются с индейцами?

Церковники прибыли в Новый Свет ещё со второй экспедицией Колумба, т.е. под конец 1493 года — так что вопрос звучит справедливо. Какие-то священники и монахи, выходит, всё это время присутствовали на Карибских островах, но лишь в конце 1511 Монтесинос публично ставит вопрос ребром — после чего издаются гуманные
Бургосские законы, ну а там уж и сам Бартоломе де лас Касас разведёт кипучую деятельность.

Я бы сразу вывел этот вопрос за рамки положения индейцев в
энкомьенде (т.е. плюс-минус аналоге крепостного права за океаном), которая возникла в первые годы XVI столетия, а с 1512 постоянно смягчалась относительно тех изначальных порядков, что так возмутили Монтесиноса. Проблема шире.

Ведь первые 20–30 лет Конкисты в принципе сложились куда более сурово, чем все последующие (ну, как минимум век). Почти все эпизоды, которые в самом деле (а не в чьём-то чрезмерно буйном воображении) можно назвать "геноцидом индейцев", состоялись именно тогда. Именно поэтому сегодня в континентальной части Латинской Америки абсолютное большинство — метисы, в паре стран и вовсе индейцы являются большинством населения... а вот на Карибах индейцев практически нет и даже метисов мало.

Этот факт я отмечал уже много-много раз, и с вопросом "а куда раньше смотрели монахи" он явно связан. Как же всё это можно объяснить? Можно поуже, а можно пошире.

Если смотреть уже, то разумно предположить (и несложно, в общем, найти тому подтверждения в записях конкистадоров), что потребовалось некоторое время, дабы увидеть в индейцах пусть примитивных, но в целом вполне себе людей. С которыми можно о чём-то договариваться и как-то сосуществовать.

Причём, прямо скажем — карибские индейцы не способствовали сокращению этого времени, поскольку здесь водились
весьма злобные каннибалы и при том не было продвинутых культур уровня Мексики с Перу. Хорошо, разумеется, что испанцы в принципе задумались о более... человечных путях освоения новых земель, пусть на выработку такого подхода ушла пара-тройка десятилетий: иначе они бы мало что освоили, при этом погубив очень много индейцев. Этак бредни про "гибель 90% населения" доколумбовой Америки вполне могли бы оказаться чем-то близким к реальности.

Если же смотреть шире... Сдаётся мне, описанная ситуация — следствие простого и вполне общего для людей принципа: всё непонятное прежде всего вызывает агрессию.

Вид человека другой внешности, другой культуры, говорящего на другом языке, прежде всего побуждает всадить в него пулю или клинок. А вовсе не попытаться поговорить, хоть казалось бы — это явно более конструктивный путь. Изменилось ли в этом плане что-то теперь, спустя более 500 лет?

Вопрос риторический, конечно. Вы сами видите и сами знаете.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат