Найти тему
МИРный воитель

Пропаганда Голливуда vs. НАШ ОТВЕТ. Ярость vs. Т-34

Сперва лучше ознакомиться с первой публикацией:

Следующая тема понравится любителям "World of Tanks", ибо в ней речь пойдёт о настоящем мужицком увлечении - больших танчиках.

Танки - интереснейшая тема. Мощные бронированные машины, представляющие из себя грозную боевую силу. Экипаж танка защищён куда лучше пехоты, однако оказаться внутри, если машину подожгут - участь не из приятных. Бронированная коробка может оказаться щитом и крепостью, а может - могилой. Слаженная работа имеет большое значение для жизни всего экипажа. Неудивительно, что танки и танкисты привлекают особое внимание, а фильмов про них было снято очень много.

И, естественно, показать танковые бои и жизнь танковых экипажей можно по-разному, в чём мы и убедимся благодаря двум достаточно знаковым кинокартинам, одна из которых была снята американцами, а другая русскими, но связывает их общий консультант, танковая тема как таковая и упоминания нашего любимого менистра културы Владимира Мединского. Выбор, кто круче - Брэд Питт или Александр Петров, - за вами, и помните, что от этого выбора зависит, патриот вы или предатель, так что, надеюсь, сможете сделать правильный. Уж с таким режиссёром и сценаристом, как Алексей Сидоров, автор столь культовых криминальных драм, как сериал "Бригада" и трилогия фильмов "Бой с тенью", точно не может не получиться сильное военное кино.

По сложившейся из предыдущей части традиции, начнём с открывающих сцен обоих фильмов.

"Ярость" начинается с эпиграфа, сообщающего нам важную для понимания контекста информацию: во время Второй Мировой войны американские танки практически во всём уступали немецким аналогам, вследствие чего несли чудовищные потери.

-2

Вслед за эпиграфом текстовая информация подтверждается изображением поля боя, заполненного подбитыми американскими танками. Меж них проезжает одинокий немецкий офицер на коне... что вообще вызывает логические вопросы, но вскоре становится ясно, что он здесь лишь для демонстрации крутости Брэда Питта, нападающего на фрица из, казалось, погибшего танка.

-3

Разделавшись с врагом, он забирается в танк, где нас знакомят с членами экипажа. Выясняется, что они потеряли стрелка-радиста, и при том, что утрата их явно гложет, они на войне достаточно давно, чтобы относиться к боевым потерям буднично, так что они обмениваются колкостями и перебранками, пока им наконец не удаётся завести машину и покинуть злополучное поле.

-4

Благодаря этой сцене, как и в случае с картинами из предыдущей главы, задаётся тон фильма: грязь, жуткая обыденность смерти, практически семейные отношения внутри экипажа (с семейными же ссорами) и тяжёлое положение американских танкистов, которые являются практически смертниками в своих слабо бронированных машинах. Ожидается нелёгкий боевой путь экипажа, в котором будет сделан упор на взаимоотношения его членов.

Самое-самое начало фильма "Т-34" тоже пытается выглядеть атмосферным и настраивать на лад жестоких будней войны: нам тоже демонстрируют поле битвы с подбитыми танками и трупами солдат обеих сторон - разве что два трупа слиплись друг с другом в такой откровенно постановочной позе, что ощущение реалистичности картины как-то быстро сходит на нет.

Что вот это такое?..
Что вот это такое?..

Ещё быстрее сходит, когда посреди поля появляется полуторка с двумя людьми внутри, один из которых - ПЕТРОВ. Петров приказывает остановиться, чтобы срубить поставленный немцами указатель, ибо это важнее, чем довезти провизию своим в целости и сохранности.

Таки да
Таки да

Пока он занят нужным и полезным делом, на горизонте появляется немецкий танк. Петров запрыгивает на место водителя и ловко лавирует, уворачиваясь на грузовике от всех танковых снарядов и благополучно покидая зону обстрела.

Настолько крут, что на хрен ну вообще
Настолько крут, что на хрен ну вообще

Итак, что мы из этого вступления поняли: главный герой безрассуден и крут, несмотря на то, что только окончил ускоренные курсы лейтенантов и ещё не бывал в бою. Видимо, ещё больше абсурдных сцен с ним нас ожидают впереди. Если ужасы войны и будут, то вычурные, подобно тем двум упёршимся друг в друга трупам, которые по всем законам физики должны просто безвольно свалиться в снег. То есть, особой серьёзности и реалистичности от фильма можно не ждать.

В общем, каждый фильм определил для себя тон и стиль повествования, которого намеревается в дальнейшем придерживаться. И будьте покойны... хотя нет, просто уверены: они оба будут их придерживаться.

И если "Ярость" в дальнейшем ещё лучше раскрывается как антивоенная картина, в которой жёстко и реалистично демонстрируются будни солдата - постоянно утопающего в грязи, испытывающего сильный стресс и мечтающего поскорее выбраться из этого ада, - то "Т-34" предлагает нам задорное приключение в виде какого-то практически кинокомикса, где запас читов у тиммейтов, тьфу ты, удачи у героев, запредельный. Однако, есть всё же пункт, за который я бы хотел эту картину похвалить - вопреки всем стандартам российского военного кино, в этот раз обошлось без историй о невинно репрессированных штрафниках, которых кидали бы с лопаткой на вражеские танки, а также не было замечено танков под парусом.

Как можно было проигнорировать такую правду???
Как можно было проигнорировать такую правду???

Казалось бы, правила хорошего тона грубо нарушены, но не беспокойтесь: прочее в наличии. И религиозные мотивы, и насильно пристёгнутая любовная линия без проработки и развития, и конечно же благородные нацисты.

В "Ярости", кстати, тоже есть достаточно длинная сцена взаимоотношений главного героя с немецкой девушкой - правда, там она важна в контексте становления и "взросления" персонажа, тем более исход этих, так сказать, отношений, ещё быстрее даёт понять Норману о природе войны, которую он до сих пор отказывается принимать. И объясняется тем, что девушка по сути вынуждена вступать с ним в связь.

-9

Что же мы видим в "Т-34"? Старое-доброе "обменялись взглядом и перекинулись парой реплик, и полюбили друг друга крепчайшей любовью".

ЛЮБООООООООФЬ
ЛЮБООООООООФЬ

Персонажи вообще играют важную роль, потому что благодаря им и их взаимоотношениям выстраиваются эмпатия и интерес к происходящему. И надо сказать, что в обоих фильмах основной состав персонажей достаточно клиширован. В "Ярости" это суровый и жёсткий командир, который устал от войны, плюс члены его экипажа - забавный мехвод 1 шт., быдловатый циник 1 шт., более уравновешенный верун 1 шт., перепуганный новичок-молокосос 1 шт. В "Т-34" - самый крутой герой на свете, он же командир (единственный и неповторимый экземпляр), забавный мехвод, отпускающий колкости циник и мягкий верун.

В обоих фильмах типажи героев достаточно шаблонны
В обоих фильмах типажи героев достаточно шаблонны

Однако в "Ярости", несмотря на шаблонность героев, у них есть интересное взаимодействие. Экипаж ветеранов во главе с сержантом Кольером - прожжённые вояки, прошедшие длинный военный путь и повидавшие всякое, знающие друг друга вдоль и поперёк, готовые друг друга и отругать, и выручить. Вместо погибшего товарища в их экипаж зачисляют нуба, который никогда не сидел в танке и не стрелял из пулемёта, и этот нуб вызывает у них закономерное пренебрежение, в то время как сам он всего боится и не хочет поступать вопреки своим моральным установкам. Ему противопоставляется опытный экипаж, который уже свыкся с жестокостью войны и необходимостью делать неприятные вещи. Мягкотелость Нормана всех раздражает, Кольер прикладывает все усилия, чтобы поскорее заставить его повзрослеть и осознать, что ему придётся делать порой отвратительные вещи, чтобы не подставлять остальных. Это противопоставляет героев и порождает интересный моральный конфликт: что важнее в условиях войны - сохранить человечность или же найти в себе силы делать всё необходимое для своего собственного выживания и выживания всего экипажа?

Кольер даёт Норману суровое, но необходимое воспитание
Кольер даёт Норману суровое, но необходимое воспитание

Взаимоотношения экипажа в "Т-34" хорошо характеризует фраза из обзора BadComedian:

-13

Крутой Петров со своим неподражаемым эмоциональным спектром и в своей манере мотивирует экипаж, который часто склонен к пассивности и нежеланию выполнять свои обязанности. Весь интерес их взаимоотношений заканчивается на том, что когда кто-то хочет сказать что-то против, Петров своим условным "У**аны, вы знаете Руса?" заставляет их вспомнить, что они, богомать его, герои нах.

В "Ярости" танк является практически отдельным персонажем. Для экипажа это "мой дом, моя крепость". Не в последнюю очередь нежелание бросать свой дом подбивает Кольера остаться в обездвиженном танке и встретить пехоту противника вместо того, чтобы уйти со своими людьми пешком. И в конце, когда камера поднимается над "Яростью", она показывает этого железного персонажа, который вместе со своим экипажем погиб, но не сдался и дал противнику отпор.

Командир не хочет оставлять свой дом
Командир не хочет оставлять свой дом

Для героев "Т-34" танк - это... ну, крутая машинка. На которой можно весело поездить и попёхать нацистов. В конце, когда танк приходится затопить, чтобы он не достался немцам, у героев по этому поводу нет никакой особой рефлексии. У Т-34, в отличие от "Ярости", отсутствует душа. Он не ощущается персонажем. И не спасает даже то, что съёмки велись внутри настоящего танка, в отличие от "Ярости", где была построена специальная подвижная декорация. Каким-то образом та декорация передаёт душу танка, а настоящее нутро Т-34 - нет. Возможно, потому, что создатели и не пытались заложить эмоциональную близость экипажа со своей машиной. Ведь одушевлённость неодушевлённого предмета зависит в первую очередь оттого, наделяет ли его душой сам человек.

Однако, в кои-то веки моральный облик героев российского фильма в достаточной степени приличен. Если будете смотреть "Т-34" сразу после "Утомлённых солнцем", контраст будет прямо бросаться в глаза. Собственно, ещё один пункт в пользу творения Сидорова.

В "Ярости" персонажи не столь чисты, однако вполне укладываются в реалии войны, где остаться вот прям совсем выглаженным невозможно. Еле-еле получается только у того самого Нормана, которому, однако, всё равно приходится переступать через себя и делать неприятные вещи, которые от него требуются. Герои "Ярости" готовы порадоваться страданиям врага, посмеяться над тем, как сержант прессует новичка, поглумиться над немецкой девчонкой и юношеским влечением новобранца.

Моральный облик персонажей "Ярости" отнюдь не безупречен
Моральный облик персонажей "Ярости" отнюдь не безупречен

Есть, правда, отличительная черта от дилогии Михалкова - там герои были скотами и ублюдками просто сами по себе, в масштабах целой страны, здесь же персонажи переживают разрядку от сильнейшего стресса, а по-настоящему скотское поведение демонстрирует только один, и то в конце признаёт, что восхищается нравственностью главного героя. Думаю, не открою ни для кого великую тайну, что для солдата в условиях военных действий нимб над головой не характерен. Всё зависит лишь от подачи и цели, преследуемой автором: просто показать, что все тупые мрази, как Михалков, или показать, что стресс военной обстановки так или иначе ведёт к проявлениям аморального поведения.

Следует отметить, что в промо-кампании отечественная экранизация WoT рекламировалась как "Форсаж" на танках". Ну, вы поняли - наше военное кино. "Форсаж". Правда, если это "Форсаж", то где же цитаты про семью?..

-16

Помимо "Форсажа" зрителей пытались привлечь тем, что это... фильм, который приурочен к Новому году... дескать,

-17

Ну а что, как известно, нет темы, лучше поднимающей новогоднее настроение, чем Великая Отечественная война. Всё-таки, четыре года праздничных салютов!..

В общем, уже даже промо-кампания усиленно складывала впечатление о фильме не как о военной драме, а как о зрелищном приключении с нашими нагибаторами. Как думаете, что объединяет такие разные кинокартины, как "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие", "Иди и смотри", "Спасти рядового Райана", "Брестская крепость" и "Ярость"? Как мне видится, их объединяет посыл - о том, что война это ужас, боль и невосполнимые утраты. Каждый из них доносит данный посыл по-своему, кто-то щадя зрителей в большей мере, кто-то в меньшей. В это самое время "Т-34": "А у нас новогодний "Форсаж" на танках".

При этом, по старой-доброй традиции, сыпались обещания о документальной правдоподобности и невыдуманной истории реальных людей. Мне кажется, что даже если снимут фэнтези, в котором Фродо и Сэм по пути к Мордору попадают в советский исправительный лагерь, где поднимают восстание против орочьей охраны - на ТВ уже по инерции будут продвигать его как подлинную правду с документальными фактами в основе.

И ладно, допустим, "Т-34" снят на основе советского фильма "Жаворонок", который, в свою очередь, также обещает, что

-18

Подлинность истории, рассказанной в "Жаворонке", правда, остаётся под сомнением - были энтузиасты, которые пытались выяснить подробности, но подтвердить достоверность легенды им так и не удалось. И тем не менее, можно допустить, что подобное могло иметь место. Однако в чём принципиальное отличие "Жаворонка" от "Т-34"? Там немцы не представлены тупарями, которые привозят в концлагерь непроверенный вражеский танк и отправляют проверять его узников, благодаря чему им удаётся завладеть шестью снарядами и позже применить их для побега. В "Жаворонке" герои совершают побег на танке без снарядов. И заканчивается эта история для них в итоге печально. Здесь же - праздничный хэппи-энд, ставший возможным главным образом благодаря тупости немцев. Вместо психологической драмы - история неубиваемых супергероев в танке.

А что, так можно было?..
А что, так можно было?..

Помимо исторической достоверности самой истории, заявлялось о небывалом реализме танкового боя - который, по словам одного из консультантов фильма, ещё ни в одном отечественном кино не изображался столь правдоподобно. Ну ладно, если бы мы говорили о реалистичности в контексте сравнения с "Форсажем". У вас, блин, один снаряд пробивает два танка навылет (в WoT за такое, кстати, ачивку "Бомбардир" дают), другой снаряд пробивает днище танка, отскочив от брусчатки.

Как тебе такое, Милюков?
Как тебе такое, Милюков?

Но это только если танк вражеский. Если это танк главных героев, то снаряд не будет попадать даже в том случае, если оба танка стреляют друг в друга и нам показывают в слоу-мо, как их снаряды пролетают абсолютно параллельно друг другу. Либо попадёт по касательной. Либо даже при прямом попадании отскочит. И, впав от такого читерства в тильд, остальные вартаги ливают. Серьёзно, админы, баньте эту тиму!

Читеров не пробьёшь!
Читеров не пробьёшь!

Да, в "Ярости" боевые сцены тоже нельзя назвать образцом достоверности. И "Тигр" там едет на сближение с американскими "Шерманами", хотя благодаря своему орудию спокойно мог щёлкать их, стоя на одном месте, и "Шерман" команды главных героев, оснащённый пушкой, способной пробивать даже лобовую броню "Тигра", почему-то не может его одолеть, пока не зайдёт ему в зад (сама изначальная тактика боя "Шерманов" с "немецкими кошками" имела место быть, но только до появления усовершенствованных орудий), в финальном же бою, где обездвиженная "Ярость" сталкивается с немецкой пехотой, та беспорядочно бегает перед танком, безнаказанно позволяя себя расстреливать, только спустя... судя по наступлению темноты, пару часов боя, немцы наконец расчехляют два ящика с "Панцерфаустами" (т.е. на вооружении у них имеется минимум шесть единиц), но из гранатомётов по танку делаются только три выстрела, причём двое промахиваются, стреляя чуть ли не в упор...

Враги беспорядочно носятся по открытой местности, позволяя себя расстреливать
Враги беспорядочно носятся по открытой местности, позволяя себя расстреливать

Пулемёты же там только трассерами стреляют, из-за чего было много шуток по теме "Звёздных войн".

Звёздные войны: Истории
Звёздные войны: Истории

И даже всё это по реализму превосходит слишком, я бы даже сказал, подчёркнуто фэнтезийный "Т-34", в котором заявлялась такая правдивая правдивость танкового боя. В "Ярости" можно заметить косяки, если иметь какое-то понятие о матчасти, ну и в отдельных моментах включать логику с внимательностью. В "Т-34", даже если вы в теме нуб, у вас сразу возникнут вопросы по поводу происходящего.

Ведь все эти моменты подчёркиваются не имеющим аналогов, по словам создателей, эффектом замороженной съёмки, который обещалось изучать на мастер-классах в киношколах. Действительно, применяемый авторами буллет-тайм абсолютно уникален, нигде никогда такого не было, Бондарчук покинул чат, "Матрица" вообще самоубилась.

Блин, ну "Матрица", я ж просто пошутить хотел
Блин, ну "Матрица", я ж просто пошутить хотел

Причём сей буллет-тайм, по традиции тех самых бондарчуковских фильмов (которой, правда, нету, ведь эффекты "Т-34" не знают аналогов), напихан к месту и не к месту, просто чтобы побольше.

Больше слоу-мо, ещё больше!
Больше слоу-мо, ещё больше!

Там, где в "Ярости" используется абсолютный минимум графики, "Т-34" сыпет сразу бросающимся в глаза графонием прямо в лицо, что ощущения реалистичности тоже не прибавляет. Актёрам отечественного фильма, кажется, вообще не объяснили, как отыгрывать страх - поэтому довольно часто нам крупным планом демонстрируют перекошенные в плохом смысле этого слова рожи, которые старательно тужатся, пытаясь изображать напряжение во время боя, но получаются разве что лица игроков в тот самый WoT во время очень потной катки. (После пробития навылет двух танков они вообще чуть ли не "Гоооооооол!" орут). В то время как экипаж "Ярости" умудряется отыгрывать страх и напряжение без кривляний, и в их эмоции сразу верится.

Что называется - решай, в какие эмоции веришь больше
Что называется - решай, в какие эмоции веришь больше

Нагибаторство - ключевая тема фильма. Вместо напряжения боя - либо азарт, либо кривляния. Экипаж Петрова всегда гнёт немцев, как никакому Питту и не снилось. В своём самом первом бою он уничтожает роту танков - это при том, что ему пришлось выступить против немцев вместо погибшего батальона, который, очевидно, был не так крут, как с ходу влетевший в асы вчерашний курсант. Но если удачу первого боя ещё можно объяснить - в начале войны немецкие танки уступали советским, поэтому и случались подвиги с тем, как танкистам-красноармейцам удавалось на Т-34 или, тем более, КВ, выносить по нескольку танков противника, - то вот в финальном бою тридцатьчетвёрка героев противостоит уже пяти "Пантерам", которые к тому же делают на одинокий танк героев засаду и атакуют первыми.

Казалось бы, за немцами абсолютное преимущество...
Казалось бы, за немцами абсолютное преимущество...

Однако же, герои снова нагибают, руководствуясь скиллом пополам с читами. Скажете - ну что тебе не угодишь, то ты недоволен тем, как штрафников с черенками на убой бросают, и ничего безвольные совки с немцами сделать не могут, а теперь ты недоволен тем, как совьет танк ас с улюлюканиями ставит нациков в позу раком. Гордился бы лучше тем, что МЫ МОЖЕМ! Или не патриот!?

Дело здесь не в патриотизме или его отсутствии. Дело в том, что когда тебе показывают беспомощный скот, который дох и дох бестолково, а потом вдруг раз и пошёл ни с того ни с сего на Берлин - это одна крайность, а когда тебе показывают суперхиромэнов, которые дают пососать беспомощным врагам - это другая крайность. Как гласит аксиома Эскобара:

-28

Ни в покаянской стыдливости, ни в шапкозакидательском чванстве, по моему личному мнению по крайней мере, ничего хорошего нет. Нет, наши предки не были беспомощным скотом, который просто стоял на месте и покорно давал себя убивать. Иначе наша страна просто не вышла бы из войны победителем. Но будь наши предки героями американских боевиков, способными вынести в одно рыло армию, и будь уже их противники тупым забойным скотом, война закончилась бы взятием Берлина ещё в 41-м году.

"Ярость" в этом плане расставляет акценты достаточно верно: танк эффективен против пехоты (до поры до времени), но вот при встрече с другим танком возникают большие сложности. Танковый бой в фильме всего один, в нём три "Шермана" выступают против одного "Тигра". Помните эпиграф? Так вот, в ходе боя тяжелобронированный "Тигр" уничтожает два "Шермана", в то время как экипажу третьего с большим трудом, лишь благодаря мастерству, слаженности и тому, что немецкий танк был вынужден отвлекаться на другие американские танки, удаётся подойти сзади и ударить в его уязвимое место.

Взяли, фактически, числом и рассеиванием
Взяли, фактически, числом и рассеиванием

Хотя, как я уже упоминал, фактический ляп создателей состоит в оснащении двух из трёх "Шерманов" 76-мм орудиями, которые были способны пробивать лобовую броню "Тигра" с дистанции в несколько сот метров - однако все снаряды от "немецкой кошки" рикошетят до тех пор, пока "Ярость" не подойдёт сзади и не выстрелит почти в упор.

У двух крайних "Шерманов" - мощные 76-мм длинноствольные орудия М1, эффективные против брони "Тигра"
У двух крайних "Шерманов" - мощные 76-мм длинноствольные орудия М1, эффективные против брони "Тигра"

Но представим, что я среднестатистический зритель, который не знает ничего про характеристики пушек и снарядов. Сильная ли сцена танкового боя? Да. Напряжённая ли? Да. Почему? Потому что враг силён и опасен, а члены экипажа не бессмертные супергерои, защищённые читами.

Но я, кажется, знаю секрет. Давайте все вместе: вера русская православная, вера русская православная! Вот наш чит-код! Вот почему один Т-34 пять "Пантер" выносит, вот почему прямое попадание рикошетит! Потому что с нами Бог, И Он Не Лох! Не зря же снаряд от тридцатьчетвёрки отскакивает именно в тот момент, как верующий персонаж читает молитву, направив икону в сторону танка вражьего!

Бойся ворог, с нами Бог!
Бойся ворог, с нами Бог!

Да, снова наши киношники в обязательном порядке пристёгивают религию как один из важных факторов чудесного спасения и победюнства. И боже упаси, я не стебусь над верой или верующими. Однако РПЦшная тема в российском кино всё больше напоминает мне западный SJW-активизм: нужно обязательно впихнуть её к месту и не к месту, и ни в коем случае нельзя над ней шутить.

Конечно же, верующих солдат на фронте много. Когда твоя жизнь может в любой момент оборваться по не зависящим от тебя обстоятельствам, только и остаётся, что взывать к высшей силе, умоляя отвести от тебя вражеские снаряды. И даже принципиально атеистическая позиция государства тут будет не указ. И вера здесь выступает именно средством самоуспокоения, помогает почувствовать какую-то, пусть и призрачную, защиту, обрести надежду. Именно так религию представляют в американских военных фильмах. И в "Спасти рядового Райана" есть верующий персонаж, и в "Ярости". Но религия там никак не влияет на ход боя. Она не заставляет авиабомбы запутываться в люстре, как в "Утомлённых солнцем", и не заставляет бронебойные снаряды "Пантеры" отскакивать при прямом попадании в броню Т-34. Она там просто помогает персонажам справиться со стрессом и обрести уверенность в себе, пусть они и считают, что их направляет рука божья - хотя по факту их успех зависит от личных выучки и опыта. Да и от смерти вера их в итоге не уберегает.

В американских фильмах верующий персонаж - тоже известное клише, но религия не навязывается там как самоцель
В американских фильмах верующий персонаж - тоже известное клише, но религия не навязывается там как самоцель

В российских же фильмах религию всенепременно привяжут к чудесным спасениям и чудесным победам - не прямо, так косвенно подтолкнут к выводу, что тут именно высшие богоматерные силы аккуратно подсобили, и не одни наши герои, над ними незримая великая сила простирается! Что там ваши выучка и боевой опыт - просто верить, этого вполне достаточно. Со слов самого Петрова, "священная штука какая-то" (судя по конкретике, он и сам не то чтобы представляет, какая). А, ну и раз это наш "Форсаж", то - нельзя отворачиваться от веры, даже если она отвернулась от тебя.

И от темы религии перейдём к благородным нацистам - благо, немцы тоже были верующими, боролись против красных атеистов-безбожников за правое дело. Святыми их фильм, правда, не показывает. Но свидетельства реального обращения с военнопленными замалчиваются либо демонстрируются крайне скупо. А действие основной части фильма, если что, происходит в концлагере Ордруф, он же спецобъект S III. Это подразделение Бухенвальда - одного из самых страшных нацистских лагерей. Какие иллюстрации жестокости нацистов по отношению к узникам нам приготовили? Некоторых заставляют бегать до изнеможения, испытывая ботинки.

-33

Пара узников стоят в петле, правда, их не вешают, они просто вынуждены стоять на носочках, чтобы не задохнуться. Ещё главного героя пытают, хлестая невидимой плетью. Показывают подгнившие зубы, что как бы свидетельствует о проблемах с гигиеной.

-34

Всё, иллюстрация страданий узников и жестокости охраны лагеря на этом исчерпывается. Несмотря на то, что Петров провёл в плену два с половиной года, он не страдает от истощения, и несмотря на то, что он семь раз пытался бежать, его до сих пор показательно не казнили. Хлестают же его плетью для того, чтобы выяснить имя и звание. На хрена им оно надо, чтобы два с лишним года возиться с каким-то безымянным танкистом, списывая ему попытки побега и упорно пытаясь установить его личность, остаётся загадкой. Зато за счёт нескольких визуальных приёмов можно провести аналогию с Иисусом, ибо а как же без этого.

Иисус Господь!..
Иисус Господь!..

Небольшой ликбез для авторов: если бы немцам реально нужно было узнать, кто такой этот ваш Петров, они бы с ним не телились два с половиной года, а сразу прибегли бы к таким пыткам, что он бы либо сломался и всё выложил, либо при наличии большой силы воли так под пытками и умер. Но у нас же тут лайт-версия нацистов. В конце концов, Новый год же, если будет слишком много крови и жестокости - праздничное настроение у людей может испортиться. Да и фильм с победным духом.

Как нацистов изображает "Ярость"? При том, что события происходят не в концлагере, и история развивается в формате боевых действий, находится место и для иллюстрации сущности гитлеровцев. На подступах к городу видны повешенные тела с позорными табличками, в городе американцы сталкиваются с подростками и детьми из гитлерюгенда, которых используют как пушечное мясо при катастрофической нехватке людских ресурсов. Да, всё это тоже мазки, но мазки, которые уместны в контексте стиля повествования и которые красноречиво иллюстрируют жестокость, беспринципность и агонию терпящих поражение нацистов.

В "Т-34" же у нас нацисты великодушно позволяют похоронить погибших танкистов из пригнанного на территорию лагеря танка и насыпать на их могилу курган.

-37

А ещё тут есть рыцарь-эсэсовец Клаус Ягер, который всеми силами пытается завоевать расположение своего давнего противника Петрова, а в конце, бросая перчатку, вызывает на танковую дуэль. Ну и, как лучик на свастике, итог этой дуэли благородный офицер такой благородной организации, как СС, и больше двух лет проведший в немецком плену красноармеец, скрепляют рукопожатием.

-38

Да, дуэль между Т-34 и "Пантерой" в реальности была. Правда, там вместо благородного рыцарского поведения были подначивания и оскорбления со стороны командира немецкого танка. Экипажу тридцатьчетвёрки удалось победить во-первых за счёт неистового маневрирования, во-вторых за счёт того, что вражеский танк на мгновение открыл днище. Никаких рукопожатий, ясное дело, не было. И "братом" немецкий командир своего советского коллегу не называл. А Ягер именно что называет Петрова братом, правда это слово из его фразы в русском переводе не стали озвучивать, и вот интересно, почему? Не потому ли, что авторы каким-то умом да понимали, как наш зритель отнесётся к такому уровню откровенности? А для чего тогда это слово присутствует в речи на немецком? Почему жестокость к пленным показана столь прилизанно, а главный антагонист, являющийся не просто нацистом, но эсэсовцем, показан благородным рыцарем? Уж не для того ли, чтобы угодить немецкому зрителю? А может быть, и немецким актёрам, которые исполняли роли в фильме (в частности, самого Ягера играет Винценц Кифер)?

Создатели придумали отмазку, которую я бы назвал довольно ленивой: оказывается, Ягер посредством этого рукопожатия, принятия собственного поражения и своей смерти, принимает и искупляет вину своего народа. Только вот в каком месте показано, чтобы он испытывал какую-то вину или что-то осознавал? Сомневался в том, что делает его страна? Где крючки, по которым мы можем определить, что в душе у персонажа идёт борьба навязанной парадигмы и совести? Да нигде. В фильме Ягер просто хочет подружиться с Петровым, а потом выказывает знак уважения к сильному противнику. А задним числом, в интервью уже ввернули что-то там про искупление, которого в самой картине и в помине нет.

Можно сказать, что в "Жаворонке" жестокость нацистов тоже особо не демонстрируется. И это правда. Там проводится чёткая параллель между нацистами и их узниками, но никаких зверств не наблюдается - всё так же лайтовенько, как в современном фильме. Но там хотя бы никакого братания нет, нацисты показаны однозначным врагом, который презирает советских военнопленных. Нету там попыток подружиться и скрепить взаимное уважение рукопожатием.

Ну давайте, как водится, сравним теперь концовки обоих фильмов.

"Ярость" заканчивается тем, что после тяжёлого боя против немецкой пехоты, в котором погибает весь экипаж за исключением самого молодого его члена, Нормана наутро находят подошедшие американские войска. Они успокаивают испытавшего достаточно стресса и шока парня и сажают машину. Когда машина трогается, Норман бросает последний взгляд на танк, в котором остались его боевые товарищи.

-39

Затем камера плавно поднимается над сильно повреждённым, но не сдавшимся "Шерманом", вокруг которого лежит множество трупов немецких пехотинцев.

-40

Этот фильм говорит: невозможно уйти с войны с полностью незапачканными руками и незапятнанной совестью, оставшись полностью психически здоровым человеком. Это простенькая мысль, которую на протяжении двух часов "Ярость" раскрывает достаточно полно. Главный герой проходит через отрицание военных реалий, боится замараться, даже при том, что это может стоить жизни и ему, и другим членам экипажа, но в конце концов ему приходится пройти принятие - война беспощадна, и ей всё равно, каковы твои нравственные ориентиры, ты можешь либо сражаться, либо просто умереть.

Теперь финалочка "Т-34": одолев дружелюбного и благородного эсэсовца, беглецы пешком отправляются к границе, забрав по пути остарбайтерку-переводчицу Старшенбаум, ту самую, которая в нацистском концлагере чувствовала себя в принципе вольготно и непонятно почему вообще решила помочь узникам с побегом, ну и, собственно, замутила с Петровым. Естественно, Петров и Старшенбаум тут же обнимаются, все счастливы, хэппи-энд.

-41

Потом ещё один хэппи-энд, в титрах, где показывают, что все беглецы благополучно вернулись на родину и занялись кто чем, верующий вот в храме служит и иконы пишет, Петров и Старшенбаум женются, ну и в общем праздничные сопли текут через край.

А сам фильм-то о чём? О том, что мы крутые нагибаторы, потому что у нас есть священная штука какая-то? О том, что надо верить, потому что этого вполне достаточно? Перекочевавшая из "Утомлённых солнцем" и других российских фильмов идея о том, что нацисты вообще были ребята если не здоровские, то как минимум нормас?

В одном фильме мы видим именно антураж войны, где грязь, кровь, стресс, психологический надлом. В другом - прилизанную сказку про безгранично везучих героев и счастливый конец.

Конечно же, менистр културы заступился за ещё один великий фильм о великой войне, пожурив за то, что дескать чего вы претензий не предъявляете "Райанам" да "Яростям". Вообще не могло такого быть, чтобы американские танкисты в одиночку оборонялись против вражеских полчищ! Не могло такого быть! Это они у нас украли!

И тут с Мединским даже где-то можно согласиться. Подтверждённых случаев, когда советские танкисты в одиночку держали оборону против превосходящих сил противника, известно достаточно. В случае же с американцами можно опираться разве что на вызывающую сомнения историю, рассказанную в книге Белтона Купера "Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй Мировой войне".

-43

Там описывается эпизод, когда единственный выживший из своего экипажа танкист вступил в бой с пехотой врага, которая, понеся большие потери, в итоге была вынуждена обойти танк. Вполне вероятно, с этой истории и был списан сюжет "Ярости", правда адаптированный под больший драматизм. Да, история вызывает сомнения. Такие же, как и история со сбежавшим из концлагеря танком Т-34. И может быть, Мединский где-то даже справедлив в своих упрёках. Только вот создатели "Ярости" не распинались в том, как они снимают невыдуманную историю абсолютно реальных людей. Да и без апелляции к правдивой правде, думается, я привёл уже достаточно аргументов, почему как военное кино "Ярость" на пять голов выше рафинированной сказки отечественных киношников. Главным образом отсюда и такое отношение - как к американским военным фильмам, так и к российским. Соразмерно тому, что они из себя представляют в плане иллюстрации войны и страдающих от войны людей.

Ладно, я понимаю, что "Т-34" - фильм праздничный, но может, в нём есть всё же какая-то драма? А знаете... есть! Да драма не простая.

А гей-драма.

Ну чего уставились? Разве не налицо все признаки? Эсэсовец, восхищённый однажды победившим его Петровым, пытается оказывать тому знаки внимания, но он, будучи не той ориентации, пялит на переводчицу и сбегает с ней. Движимый болью безответной любви нацист пускается в погоню, чтобы наконец в полной мере раскрыть русскому дурачку свои чувства и наставить на путь истинный, но Петров закостенел в своей гетеросексуальности, поэтому расправляется с безответным воздыхателем ради своей бабы-давалки. И лишь через рукопожатие вспыхивает, но тут же гаснет искра, горькое понимание того, что если бы не упёртость и строптивость Петрова, они могли бы построить счастливое совместное будущее.

Чёртовы бабы-разлучницы.

Смотрите также: