Эта, с позволения сказать, Минерва — не покровительница, а топтательница искусств. Но мне скульптурная группа, представленная в Эрмитаже не понравилась не только этим.
Как в скульптурах проявляется русская поговорка: «Смесь бульдога с носорогом».
Первый взгляд на эту Минерву с лицом Екатерины II у меня вызвал недоумение. Настолько маленькие лицо не соответствовало пропорциям всей остальной фигуры.
Надетый на голову императрицы шлем, словно бы был ей несколько великоват. И это делает и без того угрюмое лицо героини — еще более угрюмым.
Но когда прочитала аннотацию к скульптуре — все встало на свои места. Оказалось, что изначально тут была Минерва, которой уже только потом, простите за слово, «пришпандорили» лицо Екатерины.
Вот это мне в скульптурах никогда не нравилось. Никогда не понятно, кто получится в итоге: то ли Колумб, а то ли Петр I.
Такое впечатление, что скульпторам, в принципе, все равно: «Куда кривая вывезет». И пусть получится «смесь бульдога с носорогом». Лишь бы заказчик остался доволен.
Но самый большой вопрос возник такой: «Почему Минерва буквально топчет ногами и сидит поверх сваленных в кучу предметов, среди которых книги, обломки колонн и даже есть даже голова какого-то человека?»
Кто такая вообще Минерва?
Даю справку:
Минерва — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей.
Но должна ли покровительница выглядеть как «топтательница»? И использовать чью-то голову в качестве подставки под ноги?
Предвижу, как сейчас мои рассуждения возмутят знатоков и ценителей искусства.
Они скажут: «Да как вы смеете вообще критиковать великие шедевры прошлого? Какое у вас право судить о том, в чем вы не разбираетесь совершенно?!»
Но прошлое тоже имеет свои хорошие и плохие стороны. Не может все всегда и всем только нравится на том основании, что это было творение известного мастера.
Минерва — это подхалимское подношение. И не более того.
На следующем фото описана история того, как граф Строганов Пожелал сделать подарок Екатерине II. И заплатил скульптору, чтобы он почти готовой скульптуре Минервы придал черты императрицы.
Все как всегда.
Это цельный мрамор или мраморная крошка?
Жаль, что на описаниях к экспонатам не принято писать информацию о технологии создания скульптуры.
Но на сколах можно рассмотреть, что композиция (с большой степенью вероятности) создавалась технологией отливки из мраморной крошки.
Ставьте лайк и подпись. Желаю Вам добра. Елена Соловьева «Есть время под солнцем». Эта статья и ещё по теме: . На Дзен, на Сайт, в Ютуб, в Контакты.