Найти тему
Bellalavanda

Неприличная Ида

«Я хочу написать ее совершенно обнаженной!» - заявил Серов впервые увидев Иду Рубинштейн на сцене. К удивлению художника, та согласилась без колебаний.

Ида Рубинштейн, 1922 г.
Ида Рубинштейн, 1922 г.

Как тяжело охарактеризовать Иду Рубинштейн одним словом. Она была сразу всем – богачка, актриса, танцовщица, меценатка, художница своей собственной жизни. У нее были невероятные триумфы на парижской сцене, а бывали и такие же громкие провалы. Заниматься танцами Ида начала в двадцать пять лет, в этом возрасте опытные балерины уже начинали прощаться со сценой, а она раз и навсегда решила на нее взойти.

в доме Иды Рубинштейн жила пантера, возможно это она на фотографии
в доме Иды Рубинштейн жила пантера, возможно это она на фотографии

Обладая удивительной внешностью, высокая, по мальчишески стройная, даже угловатая Ила производила незабываемое впечатление. Ее лицо сравнивали с лицами восточных богинь. Она как никто умела носить наряды Бакста и одними лишь глазами выражать больше, чем могут передать монологи.

Валентин Серов говорил, что у Иды «рот раненой львицы», восхищался ее плечами и спиной, а портрет написал быстро и практически набело. Женщина на его картине получилась умышленно плоской, он хотел придать ей сходство с египетской фреской, говоря, что глаза ее «смотрят прямо в Египет».

Портрет Иды Рубинштейн, худ. В. Серов, 1910 г.
Портрет Иды Рубинштейн, худ. В. Серов, 1910 г.

Но не все смогли разглядеть красоту Иды Рубиншейн на картине Серова. Художник сердился, когда насмешливо отзывались об угловатой и слишком худой фигуре, говоря, что не стоило ему рисовать ее так откровенно.

В 1911 году портрет Иды был приобретен для Русского музея. Публика приняла его весьма холодно, картину просто считали неприличной. Удивились такому приобретению музея и члены императорской фамилии. Илья Репин назвал портрет «базаром декадентщины».

Портрет Иды Рубинштейн, худ. В. Серов, 1910 г.
Портрет Иды Рубинштейн, худ. В. Серов, 1910 г.

Зато Савва Мамонтов был в восторге: «Пламенем дышит на вас точеная, как у арабского коня, головка уверенной в своем обаянии блудницы». Удивительно, но если публика портрет Иды Рубинштейн не приняла, то критики отзывались о нем весьма благожелательно.

Художник Илья Семенович Остроухов, входивший в совет Третьяковской галерее в Москве даже предложил передать портрет им: «Если Иду, прелестную очаровательную Иду, да еще в зимнюю-то стужу удалят из Музея, я надеюсь, ее с любовью пригреет Третьяковская галерея».

И все же Ида осталась в Русском музее, став последней значительной работой Валентина Серова, скончавшегося в 1911 году.

Подписывайтесь на мой канал об истории , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!