Обобщая обширные и глубокие труды Алексея Фёдоровича Лосева, трудно даже сказать сразу и однозначно, используя лишь один эпитет, какими были древние греки ментально (духовно), столь они всесторонне и многогранно описаны российским философом.
И всё же, думаю - немного погрешу против истины, сказав, что мыслящая их часть была буквально зачарована загадочностью (тайной) порядка и красоты мира вокруг.
Одна эта зачарованность тайной мира была изначально залогом народа великих философов, ибо сама по себе философия (как любовь к мудрому мышлению) это неизменно совершенный порядок мысли (исключительно и только посредством метафизических понятий), обеспечивающий ее истинную красоту – не случайно же греки были чрезвычайно внимательны и чутки к Космосу (как они всегда считали, движимым внутренним Умом), ведь Космос понимался греками, как совершенный порядок, обеспечивающий красоту, а не как сегодня обычно понимаемый позитивистами – необъятным простором темной и безбрежной вселенной.
Из тайны мира – из его порядка и красоты античные греки и исходили в своих представлениях и мыслях, а вовсе не из какой-то якобы свободы (ведь должный порядок и достойная красота просто по определению не могут не ограничивать любую предметную и желанную чувственную свободу), постоянно приписываемой греками лишь рабскому сознанию (рабскому не в социальном понимании внешнего угнетения, а рабскому лишь в ментальном понимании внутреннего осмысления – в смысле рабской покорности перед своими спонтанно и свободно выражаемыми инстинктивными желаниями и животными страстями).
Можно сказать, что эта яркая и совершенно принципиальная разница в ментальных подходах к миру в целом (в Греции же внешнюю свободу и произвольную, свободно толкуемую мысль стали впервые прославлять софисты, коим так упорно и настойчиво противостояли Сократ, Платон, Аристотель) далее и определила все коллизии, трагедии исторического пути развития западной мысли.