Найти тему
Репортёр

ЭПОХА ПОСТ-ПРАВДЫ. Когда чувства берут верх над фактами. Часть 11. Как исказить реальность без злого умысла

Мы неоднократно говорили о т.н. злонамеренных феноменах пост-правды: фактоидах, дезинформации, фейках. Но есть и иные, незлонамеренные, медиа-практики искажения реальности, которые, несмотря на свою незлонамеренность в интенции, часто формируют не менее далекую от действительности «картину мира» с не менее тяжелыми политическими и культурными последствиями.

1. Фанфейк – создание новостных сообщений, основанных на несуществующих фактах с целью мистификации и развлечения читателей. Например, пранк и троллинг, которые сами не имеют цели оставаться правдоподобными длительное время, поскольку развлекательного эффекта достигают именно после разоблачения, но в краткосрочной перспективе отвечают всем критериям пост-правды.

2. Кликбейт – использование заголовков, которые прямо искажают содержание ради усиления эмоциональной привлекательности гиперссылки, ведущей к полному тексту статьи. Кликбейт создает проблему баланса между привлекательностью медиа-сообщения для читателя и ответственностью издания. Часто, проходя по кликбейтной ссылке, читатель чувствует себя обманутым, поэтому эффект от количества переходов может нивелироваться эффектом от повышения недоверия к изданию.

3. Хайп —информационный шум, множество однородных сообщений, связанных с определенной темой, ситуацией, событием или персоной, которые сначала минимально отличаются тематически и содержательно, а затем — намеренно провокационны и оппозиционны (вторичная утилизация несогласных или медленных пользователей). «Хайповая волна» состоит из торопливых сообщений-реакций на событие, пропустить которые значит оказаться социально-медийным аутсайдером. Торопливость, сиюминутность, острота, необходимость продемонстрировать собственную личную вовлеченность приводит к некорректному использованию базовой информации о событии, неверной и поверхностной ее интерпретации, в итоге — медиа-искажению действительности.

4. Нарративная журналистика — разновидность журналистских сообщений, представляющих реально произошедшие события в виде увлекательной истории. Добросовестная нарративная журналистика не относится к числу феноменов пост-правды, но рассказ, пропущенный автором через свое личное восприятие и свою личную «картину мира», может быть мощным инструментом информационного воздействия через апелляцию к личному опыту, авторитету, эмоциям, недостоверным или неправильно понятным автором фактам и т.д. Нарративная журналистика очень популярна и приходит на смену стремительно деградирующей журналистике фактов (аналитика, расследования) и откровенно надоевшей и не вызывающей доверия журналистике мнений (авторские колонки).

В следующий раз поговорим о фактчекинге и рассмотрим ряд несложным приемов, позволяющих понять, что тебя обманывают.

Если вы пропустили предыдущие части:

  • Первая часть статьи об эмоциях и рациональности
  • Вторая часть о мнениях и знаниях
  • Третья часть об эмоциональном очаровании
  • Четвертая – о заблуждениях, лжи и дезинформации
  • Пятая – о медиа-нарративе и нарративе пост-правды
  • Шестая – об «антиэкспертной революции»
  • Часть 7 – «Брехня» и гиперверие
  • Часть 8 – Ложь во имя правды
  • Часть 9 – о структуре нарратива пост-правды
  • Часть 10 – Неориторика как отказ от борьбы аргументов

#медиаграмотность #медиа #культура #исследования #журналистика