Найти тему
Роман Апрелев

Прогулка по Петербургу времен Пушкина

Иван Иванов. Адмиралтейство. 1814 год
Иван Иванов. Адмиралтейство. 1814 год

Что ж, путешествовать за границу стало очень проблематично. По крайней мере, в западном направлении. А теперь, похоже, и по России надо передвигаться с осторожностью. Но душа просит странствий. Поэтому сегодня отправляемся в дорогу как в пространстве, так и во времени. Посетим Петербург XIX века. Из сегодняшнего времени эта эпоха выглядит удивительно благостной, но это обман исторического зрения. Каждая пора отмечена своими невзгодами.

Мэтью Дюбург. Вид Арсенала и Литейного двора на Литейной улице. 1812 год
Мэтью Дюбург. Вид Арсенала и Литейного двора на Литейной улице. 1812 год

Северной столице повезло гораздо больше многих других русских городов. Ее активно запечатлевали лучшие художники своего времени. Как выглядел Томск 1820-х? А Оренбург? Конечно, некоторые дома дошли до нас, но все равно города меняют облик с течением лет. И провинциальные населенные пункты рисовали куда реже.

Мишель Франсуа Дамам-Демартре. Вид Невы у Летнего сада. 1811
Мишель Франсуа Дамам-Демартре. Вид Невы у Летнего сада. 1811

Архитектурная красота Санкт-Петербурга как раз родом преимущественно из позапрошлого столетия. И у нас есть графические свидетельства современников: Карла Беггрова, Ивана Иванова, Иосифа Шарлеманя, Мишеля Дамам-Демартре, Бенжамена Патерсона. Императорский двор заказывал им изображения меняющейся на глазах столицы. Потом с рисунков делали гравюры и литографии.

Дамам-Демартре. Вид Петропавловской крепости. 1811
Дамам-Демартре. Вид Петропавловской крепости. 1811

Я бы этой графикой иллюстрировал повести наших прозаиков “золотого века”. Но для разнообразия не Гоголя процитирую, а Александра Башуцкого, в 1834 году написавшего, что “в Петербурге, кроме харчевен и простых трактирных заведений для народа, сотни разносчиков ходят по улицам или стоят вблизи мостов с яствами и питьями... продают: сдобные белые хлебы, булки, крендели, горячие пироги с разными начинками, блины, студень, кисель, вареную рыбу, икру, соленые грибы, огурцы, печеные яйца, овощи и пр.”.

Гравюра Карла Беггрова по рисунку Карла-Фридриха Сабата и Самуила Шифляра. Вид Садовой улицы в сторону Невского проспекта. 1824-26 гг.
Гравюра Карла Беггрова по рисунку Карла-Фридриха Сабата и Самуила Шифляра. Вид Садовой улицы в сторону Невского проспекта. 1824-26 гг.

Крупных планов тут нет, это городские пейзажи. Люди и лошади больше для антуража. В центре внимания - дворцы, площади, памятники. Сие есть центр империи, расположенный, правда, на самом ее краю.

Неизвестный художник. Вид части Летнего сада, дом Бецкого и Васильевский остров. 1820-е гг.
Неизвестный художник. Вид части Летнего сада, дом Бецкого и Васильевский остров. 1820-е гг.

Давно уж нет этих людей. Очень сильно изменился город. А смотришь на эти старые картинки, и эпоха становится ближе.

Гравюра Карла Беггрова по рисунку Карла-Фридриха Сабата и Самуила Шифляра. Перспектива 1-й линии Васильевского острова. Середина 1820-х гг.
Гравюра Карла Беггрова по рисунку Карла-Фридриха Сабата и Самуила Шифляра. Перспектива 1-й линии Васильевского острова. Середина 1820-х гг.