Найти тему
Склад Логистика

Основные понятия управления снабжением (Из курса «СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА»)

  1. Основные понятия

Закупки и снабжение

В цепи поставок каждая организация покупает материалы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. По мере того как каждая организация покупает и продает материалы, они все дальше перемещаются по всей цепи поставок. Своего рода спусковым механизмом, начинающим каждое перемещение, становятся закупки.

Закупки - это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации [3].

Многие трансакции этого рода не стандартны, поскольку включают аренду, лизинг, выполнение подрядных работ, обмен, подарки, заимствования и т.д. Вот почему некоторые специалисты предпочитают говорить не о закупках, а о "приобретении материалов" или используют более общий термин - снабжение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков. Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно сообщает другой стороне, что требуются те или иные материалы, и организует смену собственника и место размещения. Существует другая функция - перевозка - фактически занимающаяся доставкой. Поэтому снабжение в первую очередь связано с обработкой информации. Оно собирает данные из разных источников, анализирует их и передает информацию в цепь поставок.

Как элемент макрологистической системы, снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке цели поставок снабжение отправляет назад по цели сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки. В более узком смысле снабжение, несомненно, важная функция в каждой компании. Если снабжение осуществляется плохо, материалы не поступают или доставляются бракованными, с ошибками в количестве, в другое время, с низким качеством, по слишком высокой цене, не позволяя добиваться хорошего обслуживания потребителей и т.д.

Снабжение не только важный элемент логистической системы, на него приходится и значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды. Предположим, компания закупает сырье по 60 евро, затрачивает 40 евро на операции, а затем продает продукт за 110 евро. Отсюда ясно, что ее прибыль составляет 110 - (60 + 40) = 10 евро на единицу этого товара. Теперь предположим, что в ходе переговоров с поставщиками отделу снабжения удалось добиться 5%-ной скидки на материалы. Теперь ресурсы стоят для компании 57 евро, т.е. при той же самой цене продаж эти З евро экономии непосредственно идут в прибыль. Таким образом, прибыль на каждую единицу увеличивается до 13 евро, т.е. снижение затрат на материалы на 5% приводит к повышению прибыли на 30%. Таким образом видно, что снабжение - это важная функция, способная контролировать большую часть расходов любой организации. Объемы закупок увеличиваются поскольку компании занимаются своими ключевыми видами деятельности и передают остальные для аутсорсинга; заказчики становятся более требовательными к

товарам и условиям закупок. Поэтому неудивительно, что снабжение в настоящее время все чаще рассматривается, как роль, "исполняемая" менеджерами высшего уровня.

Задачи снабжения

В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать компании надежную поставку материалов. Исходя из этого задачи снабжения таковы:

• Создание надежного и беспрерывного материального потока в компанию;

• Тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, изучение их запросов;

• Поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;

• Закупка необходимых материалов приемлемого качества, и нужного количества, и гарантия их доставки в нужное время и место;

• Обеспечение приемлемых цен и условий поставки;

• Проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них;

• Быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, мониторинг текущих условий, в том числе изменений цен, возникновения дефицита, появления новых продуктов и т.д.

Модели организации снабжения

В настоящее время в российских компаниях можно наблюдать две принципиально отличающиеся модели организации снабжения.

1 вариант: Задачи снабжения выполняются различными функциональными подразделениями. Например, перечень и количество материальных ресурсов, определяются дирекцией по производству. А задачи выбора поставщика, заключение договоров и организация доставки решаются специалистами службы закупок. В результате функция управления снабжением разделена между подразделениями компании и ее эффективная реализация затруднена.

2 вариант: предполагает сосредоточение всех процедур по снабжению компании материальными ресурсами в компетенции одного подразделения. Такая структура позволяет более эффективно организовать продвижение материального потока от поставщиков, а также управлять процессом снабжения.

2. Типовые процедуры в управлении снабжением

В общем виде перечень процедур выглядит следующим образом:

  1. Анализ потребностей. Процесс закупок начинается с определения потребностей в материальных ресурсах соответствующих подразделений компании. В случае изменения ассортимента выпускаемой продукции номенклатура требуемых материальных ресурсов должна быть пересмотрена.

2. Определение и оценка требований к закупаемым материальным ресурсам. После определения внутрифирменных потребителей и номенклатуры материальных ресурсов, должны быть установлены требования по весу, размерам, параметрам поставок, а также другие спецификации на каждую позицию закупаемых материальных ресурсов, также должны быть определены требования уровню сервиса поставщика.

3. "Производить или закупать". Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо ответить на вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить необходимые материальные ресурсы.

4. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с определения всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на данные рынки.

5. Выбор поставщиков. Проводится сбор информации о поставщиках, создание базы данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, а также оценка результатов работы с выбранными ранее поставщиками. Для окончательного выбора поставщика используется многокритериальная оценка.

6. Осуществление закупок. Процедура закупок включает в себя оформление договорных отношений, передачу прав собственности на материальные ресурсы, оплату, организацию транспортировки материальных ресурсов.

7. Контроль поставок. Эффективность управления снабжением оценивается в результате мониторинга выполнения условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и другим параметрам поставок и сервиса.

8. Подготовка бюджета закупок. Поведение соответствующих экономических расчетов для выявления точных затрат на процедуры и операции.

9. Координация и взаимосвязь функции снабжения с другими подразделениями компании, а также установление тесных связей с поставщиками, что обеспечивает включение компании в единую макрологистическую систему.

3. Основные задачи логистической оптимизации

В процессе проектирования логистических систем, логистические менеджеры решают различные задачи, направленные на оптимизацию ресурсов, повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики. В число задач логистики снабжения входят следующие:

• решения "делать или купить";

• выбор формы снабжения предприятия;

• выбор поставщика;

• определение потребности и нормирования расхода материальных ресурсов в производственных подразделениях фирмы;

• оптимизация операционных логистических затрат;

• минимизация потерь продукции при доставке от поставщиков;

• оптимизация структур логистических каналов доставки;

• исключение, по возможности, промежуточного складирования продукции при доставке ее от поставщиков;

• доставка продукции от поставщиков большим количеством партий с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;

• оптимизация запасов закупаемой продукции на всех уровнях складской системы;

• выбор стратегии закупок.