Школьные трудности могут иметь разные корни, однако независимо от причин ни с одной из них ребенок не сможет справиться самостоятельно. В этой статье мы поговорим о трудностях, которые проявляются в тетрадях по русскому языку и на уроках чтения и которые называют общим словом дислексия.
Что же подразумевается под этим термином?
Дислексия - это стойкие нарушения усвоения чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе. Эти нарушения могут проявляться в виде:
- пропусков и замены букв, слогов;
- непонимании смысла прочитанного;
- грамматических ошибок (додумывание окончаний, их замена, нарушение словообразования и др.);
- отсутствием представления образа буквы;
- трудности чтения (побуквенное, медленное);
- искажение звуко-слоговой структуры слов.
Помимо очевидных трудностей по предметам русский язык, чтение и в последующем литература, дислексия может привести к снижению успеваемости и по другим дисциплинам, т.к. теория и задания традиционно представляются в виде текста. Когда ребенок не может верно прочитать задание, то велика вероятность, что и выполнит он его неверно.
Но, к сожалению, не только снижением успеваемости и усвоением материала грозит дислексия. Сталкиваясь с трудностями, ребенок невольно сравнивает свои успехи с усвоением материала другими учениками, он видит, что там, где другие не делают ошибок, он их делает много, и у него естественным образом формируется представление о себе, как о неуспешном, отстающем. Растет неуверенность в своих силах, а от этого идет и снижение мотивации к учебе, зато растет робость и эмоциональные трудности. А это уже те факторы, которые влияют на личность ребенка. Поэтому, казалось бы, такие незначительные трудности, как грамматические ошибки и проблемы с чтением, по сути приводят к очень неприятным и комплексным последствиям.
Как же помочь и когда начинать бить тревогу?
Перечисленные выше ошибки характерны для начала освоения школьных навыков, однако если эти ошибки не уходят к началу 2-го класса, то тут уже стоит обратиться к специалисту. Важно отметить, что подобные нарушения не решаются только с помощью репетитора (а в некоторых случаях такое решение может даже навредить). Нейропсихологическая диагностика даст понимание о механизме проблемы и предложит путь работы с ней у конкретно вашего ребенка.
Как минимизировать риски?
В любом изменении нормативного развития, как и в любом заболевании, ранняя диагностика дает больше шансов на успешное преодоление. То же касается и дислексии. Нейропсихологическая диагностика до школы дает родителям представление о ходе развития малыша, возможных рисках в освоении школьной программы и предоставляет рекомендации для работы с ними.
А ещё изучение языка дома в семейной обстановке в игровой форме тоже принесет немало пользы! Ниже список простых и доступных игр, которые не только принесут пользу будущему школьнику, но и будут способствовать развитию детско-родительских отношений:
+ загадки;
+ знакомство с пословицами и поговорками (сейчас очень много карточек и книг для этих целей);
+ запоминание песенок и стишков;
+ игры в слова (называем слова на одну букву; на первую, последнюю, вторую букву / звук в слове; называем все известные наименования животных, птиц, деревьев, музыкальных инструментов и др.; меняем один звук в слове, что получим и пр.);
+ игра в элиас (объясняем слова);
+ игры на слуховое внимание из книги "300 игр для развития слухового внимания ребенка";
+ игры на зрительное внимание (отличия, лабиринты, просто сравнение листьев деревьев, изображений рыб, птиц и др.).
И ещё один важный момент: для возраста 7-10 лет познавательная деятельность является ведущей в развитии ребенка. Поэтому если в этом возрасте ваш ребенок не хочет учится, ему это дается тяжело, есть стабильные трудности - это ситуация, требующая вашего внимания! Если не решить проблему на этом этапе дальнейшее обучение школьника будет больше похоже на пытку и явно не будет желанной деятельностью. Поэтому важно своевременно обратиться к специалисту! Детский нейропсихолог как раз и является тем специалистом, который разбирается с трудностями развития и обучения.
Пусть школьные годы вашего ребенка будут действительно чудесными!
Автор: Макшанова Эмма Андреевна
Психолог, Нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru