Найти тему
starcom68

Российский военный флот в Севастопольской бухте. Боевые корабли

Продолжим нашу морскую экскурсию. Отвалив от пирса причала № 17 в бухте Голландия катер отправляется вдоль стоянки кораблей 30-ой дивизии надводных Черноморского флота России. В прошлой части мы с вами познакомились с кораблями Угольной пристани и Килен-бухты на противоположном южном берегу Севастопольской бухты. Ныне вернемся обратно на северный берег и осмотрим участок от бухты Голландия до Доковой бухты. У причала № 14 жмутся друг к другу сторожевые и десантные корабли.

Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильченков"
Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильченков"

Высокая стоимость первых противолодочных кораблей океанской зоны вынудила руководство Советским ВМФ дополнить противолодочные силы меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана пр. 1135 "Буревестник".

ТТД СКР "Ладный":
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м.
Скорость полного хода: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. на форсаже (маршевый режим - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2", 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000
Экипаж: 197 чел.

Сторожевой корабль "Ладный" (бортовой номер 801) заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи в 1979 году. Спущен на воду и вступил в строй в 1980 году.
В 2009 году участвовал в обнаружении бесследно исчезнувшего сухогруза "Arctic Sea" под флагом Мальты с российским экипажем на борту. СКР "Ладный" обнаружил захваченный сухогруз в 300 милях от Островов Зеленого мыса, высадил на него группу военнослужащих и снял часть экипажа с подозреваемыми в захвате судна. В дальнейшем судно длительное время находилось под контролем военных. Цели похищения и другие результаты расследования не известны до сих пор. Есть версия, что экипаж судна был причастен к контрабандным поставкам крылатых ракет в Иран, а захват судна - операция иностранных спецслужб. В настоящее время корабль находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Проект 1135, безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое. СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ. Хороший корабль получился.

Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильчинков". Из-за обреза фото выглядывает корма, предположительно, БДК "Ямал" проекта 775/II
Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильчинков". Из-за обреза фото выглядывает корма, предположительно, БДК "Ямал" проекта 775/II

Большой десантный корабль «Саратов» пр. 1171 "Тапир" (бортовой номер 150) стал первым в своей серии. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение 20 лет "Тапиры" составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. В составе ЧФ СССР было 5 кораблей этого класса.

ТТД БДК проекта "Тапир":
Водоизмещение: 4650 т.
Размеры: длина - 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м.
Скорость полного хода: 16,5 узлов
Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 3х8 ПУ ПЗРК.
Экипаж: 55 чел.

БДК "Саратов" был заложен под именем "Воронежский комсомолец" на Калининградском ССЗ "Янтарь" и спущен на воду в 1964 году.
Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил, базировавшуюся на Донузлав. С 1966 по 2004 г. с подразделениями морской пехоты на борту совершил более 20 дальних походов продолжительностью 6-8 месяцев.
С 1991 г. по 1994 г. корабль находился в консервации в Одессе. В ходе раздела флота был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ РФ.
В августе 2000 г. БДК в составе отряда боевых кораблей ЧФ выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из района Батуми в район Новороссийска.
В 2003 году корабль был переименован в "Саратов".
БДК "Саратов" входил в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ.
Утром 24.03.2022 г. БДК "Саратов", находившийся у причальной стенки порта Бердянск на разгрузке в составе группы БДК, был поврежден пожаром и сопутствующими ему взрывами в результате неосторожного обращения с огнем. Получив повреждения корпуса, корабль утонул, к счастью, никто не погиб.

Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильчинков", БДК "Ямал" (?), БПК "Керчь"
Справа налево: СКР "Ладный", БДК "Саратов", БДК "Николай Фильчинков", БДК "Ямал" (?), БПК "Керчь"

Рядом с БДК "Саратов" "припаркован " его систершип - БДК "Николай Фильченков" (бортовой номер 152). БДК вступил в строй в 1975 году.
Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи, базировался в портах Анголы. В ходе раздела Черноморского флота корабль вошел в 30-ю дивизию надводных кораблей.
В августе 2000 г. БДК "Николай Фильченков" вместе с БДК "Саратов" выполнял задачу по перевозке войск из района Батуми под Новороссийск.
В 2005 г. БДК "Николай Фильченков" произвел высадку морского десанта на полигон в районе горы Опук (142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и РФ.
В настоящее время большой десантный корабль "Николай Фильченков" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ РФ.


На фотографиях хорошо видно хорошо доминирующее над стоянкой кораблей зернохранилище грузового терминала "Авлита". Емкость зернохранилища - 170 тыс. тонн единовременного хранения.
Комплекс зданий и сооружений ЗАО СК «Авлита», а также ОАО «Морской индустриальный комплекс», расположены в Доковой бухте (устье балки Панаиотова) и являются собственностью Рината Ахметова. Жемчужиной комплекса является самый большой Николаевский (Северный) сухой док в Севастополе размерами 290×36×11 м. Основная специализация грузового терминала: зерно и металлопрокат (ЗАО СК «Авлита»).

Большой противолодочный корабль "Керчь" у причала № 13 21-ой бригады надводных кораблей 30-ой дивизии. Во времена СССР здесь не хватало места, а сейчас свободненько.
Большой противолодочный корабль "Керчь" у причала № 13 21-ой бригады надводных кораблей 30-ой дивизии. Во времена СССР здесь не хватало места, а сейчас свободненько.

Большой противолодочный корабль "Керчь" пр. 1134Б был заложен в апреле 1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и в 1975 г. включен в состав КЧФ. Всего по пр. 1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили на Черноморском флоте.

ТТД БПК "Керчь":
Водоизмещение: 8565 т.
Размеры: длина - 173,4 м.
Скорость полного хода: 32 узла
Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель", 2 ПУ ЗРК "Шторм", 2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
Экипаж: 380 человек.

После вывода из состава флота противолодочного крейсера "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта РКР "Москва" 12.06.1997 г. БПК  "Керчь" являлся флагманом Черноморского флота.
Корабль находился в составе 11-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Всего за время нахождения в составе сил постоянной готовности "Керчь" прошла более 180000 морских миль.

С июня по ноябрь 2014 года корабль проходил восстановительный ремонт, после которого должен был сменить РКР «Москва» на посту флагмана ЧФ. Во время ремонта, 4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошло возгорание в районе кормового машинного отделения. Пожар повредил ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, было принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава ЧФ и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нём военного музея Черноморского флота (!!!). В ноябре 2016 года планировали маршевые двигатели БПК «Керчь» переставить на СКР «Ладный». 24 апреля 2020 года «Керчь», последний БПК проекта 1134Б, вместо музея отправился на судоразделку в Инкерман, прослужив в общей сложности 45 лет.
Источник

На горизонте появляется ракетный крейсер "Москва". А наш катер только что прошел через место гибели линкора "Императрица Мария"
На горизонте появляется ракетный крейсер "Москва". А наш катер только что прошел через место гибели линкора "Императрица Мария"

Носителями новых сверхзвуковых крылатых противокорабельных ракет П-500, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 ракет, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих к середине 1970-х годов ракетных крейсеров.
Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара в 1976 году. Корабль, получивший имя "Слава", в феврале 1983 года был включен в состав ЧФ СССР.

Ракетный крейсер "Москва" ("Слава") у причала № 12 11-ой бригады надводных кораблей 30-ой дивизии. Видите за "Москвой" торчит странная труба с крестом? К ней мы еще вернемся.
Ракетный крейсер "Москва" ("Слава") у причала № 12 11-ой бригады надводных кораблей 30-ой дивизии. Видите за "Москвой" торчит странная труба с крестом? К ней мы еще вернемся.

ТТД РК "Москва" ("Слава"):
Водоизмещение: 11280 т.
Размеры: длина - 186 м, ширина - 20,8 м, осадка - 6,28 м.
Скорость полного хода: 32,5 узла.
Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500 миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 2х71000 л.с., 2 вала.
Вооружение: 8х2 пусковых установок комплекса "Вулкан" (16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса "Форт", 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса "Оса-М", 1x2 130-мм артустановка AK-130, 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630, 2x5 533-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000, 1 противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27ПС).
Экипаж: 485 чел.

Ракетный крейсер "Москва". На дальнем плане предположительно СКР "Пытливый"
Ракетный крейсер "Москва". На дальнем плане предположительно СКР "Пытливый"

Корабль попал в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу ЧФ. В 1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации, затянувшейся вместо 8 месяцев на 8 лет. В 1995 г. крейсер получил новое имя - "Москва". В 1999 г. "Москва" наконец покинула Николаев. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. В ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.
ГРКР "Москва" с сентября 2015 г. по январь 2016 г. выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил в Хмеймим (Сирия).
Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Корабль находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.
Вечером 13.04.2022 г. гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота "Москва", находящийся в море южнее Одессы, получил серьезные повреждения в результате детонации боезапаса, произошедшей из-за возникшего по неосторожности пожара. 14.04.2022 г. при буксировке в Севастополь из-за образовавшейся течи крейсер утонул. К счастью, по данным Министерства обороны РФ, экипаж был спасен кроме одного человека.

Вызывает удивление, что из пяти кораблей на которых мы с вами остановились два сгорели в огне пожара и утонули, а один пострадал так, что был отправлен на слом. Вроде как их не из дерева строили, но горят как Филиппинские паромы.

Кто же у нас прятался за ракетным крейсером "Москва"? Вот он красавчик - выводится портовым буксиром из Севастопольской бухты. Это новенький балкер "CLIO" IMO 9297931. Балкер имеет длину 225 м, ширину 32 м, водоизмещение 73691 т и может принимать более 40 тыс. т груза. Построен в 2005 году на верфи в Шанхае. Принадлежит Греции. Ныне балкер сменил имя на "HARVEST" и ходит под флагом Маршалловых островов.

Балкер "CLIO" IMO 9297931 идет на выход из Севастопольской бухты
Балкер "CLIO" IMO 9297931 идет на выход из Севастопольской бухты

Примечательно, что балкер идет на выход из Севастопольской бухты, но находится несколько ближе к ее началу чем порт "Авлита" в Доковой бухте, где обычно такие суда грузят металлопрокатом и зерном. Откуда он следует?

А наш катер тем временем подходит к так называемой Аполлоновке - пирсу № 46 "Аполлоновая".  На пирсе поджидает ЗИЛ-130, а за ним виднеется акведук того самого Лазаревского (Докового) водопровода с Инкерманским акведуком которого мы с вами уже познакомились в Шампанах.

В этом месте акведук пересекает устье Аполлоновой балки, получившей свое имя от полковника Аполлона Гальберга, в чьем ведении в конце 80-х - начале 90-х гг. XVIII в. находились построенные в балке провиантский склад сухопутного ведомства, небольшая батарея № 5, склад боеприпасов и караульный дом.

Аполлоновка
Аполлоновка

Аполлонова балка - это беспорядочное скопление маленьких домиков с уютными двориками в сетке узких улочек и недоступных для машин переулков. Остатки акведука, вытянутого вдоль железной дороги, напоминают древнеримские сооружения, а не строение 19 века. Сохранилось 9 пролетов длиной по 5 метров. Все пролеты, кроме центрального, заложены и используются как хозяйственные помещения, немало здесь и самовольных пристроек. Все это не служит украшением акведука в Аполлоновой балке, являющегося памятником архитектуры республиканского значения. В скромном домике на одной из таких живописных улиц Аполлоновой балки в 1894 г. родился И.Д. Папанин, с именем которого связана целая эпоха в советском исследовании Арктики. Здесь он жил до 1915 г. Источник: Викимапия

Аполлоновка
Аполлоновка

Наш катер отправляется дальше своим маршрутом к Графской пристани. На этом пока все. Продолжение следует.

При описании кораблей использованы сведения портала Черноморский флот если не указано иное.

Предыдущие репортажи:

Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение про флот Украины.