По мотивам реальных событий.
Тая работала преподавателем по биологии в техникуме чуть больше года. Как молодому специалисту ей пошли навстречу, дав максимальную нагрузку. Зам. директора по учебной работе Софья Бенедиктовна, холеная дама лет сорока пяти, напутствовала:
- Мы понимаем, что вы хотите работать, нам нужны ответственные молодые люди. Кураторство вам дадим. По нагрузке сами видите - у вас максимум. Не подведите!
- Конечно, спасибо.
- Если не секрет, на свадьбу копите?
- Не секрет, нет, не на свадьбу. Хочу в ипотеку вступить, вот, коплю на первый взнос.
- Правильно,- кивнула начальница. - Много нагрузки - хорошая зарплата. Но это не главное. Образование и воспитание подрастающего поколения - вот, что в приоритете. Трудитесь!
И Таисия стала трудиться. Азартно вела занятия, работала с подопечными, частенько задерживаясь после пар. Порой уставала так, что падала на кровать "без задних ног". Но это того стоило! Проблемные группы стали исправляться, парни меньше прогуливали, девчонки заинтересовались предметами, в общем, работа поставлена на хорошие рельсы.
Первая зарплата Тая удивила. У нее же 1,5 ставки, кураторство, дипломники... Почему столько?
Софья Бенедиктовна пояснила - да, ежемесячно оплата такая, но в конце каждого квартала - обязательная премия. Подождите, все будет. Тая подождала - и вправду, не обманули. Второй семестр думала, что все повторится - но к концу года премию за надбавки получила совсем не в прежнем объеме. Как же так? С ней же договаривались, она рассчитывала на эти деньги - думала этим летом наконец вступит в ипотеку.
Снова Софья Бенедиктовна принялась объяснять:
-Департамент образования резанул нам премиальные. Раньше мы могли поощрять вас как молодого специалиста, добавлять и за кураторство, и за дипломников, но сейчас такая сложная ситуация. Проявите терпение. В следующем году точно все наладится. Мы наберем дополнительные платные группы, все будет хорошо.
Тая вроде как поверила, но поделилась своими опасениями с лучшей подругой Раечкой. Та тоже была преподавателем - вела историю искусства в художественном колледже. Услышав от Таи объяснения начальницы, авторитетно заявила:
- Шляпа какая-то. Мне знакомы такие штуки. Обещают одно, уговаривают, а по итогу получается дырка от бублика. Тай, ты не хочешь к нам перейти? Как раз биолога ищут. Правда, с уклоном в художественную тему, но все-таки тебе перековаться несложно будет. Сейчас лето, как раз бы с октября бы к нам и пошла - в сентябре мы в новое здание переезжаем, так что у тебя есть время подумать.
-Да я бы не против была,- вздохнула Таечка, - но ребят жалко. Привыкли ко мне. Я группы дипломников выпустила, вот сейчас третий курс выведу тоже на дипломы. Нехорошо бросать детей.
- Вот она на это тебе как раз и надавит, эта твоя, Софья Бандитовна. Детей бросаете, а как же "мы в ответе за тех, кого приручили". Тоже мне, Антуан де Сент-Экзюпери нашлась!
-Не знала, что ты читала "Маленького принца", - улыбнулась Тая. - Она была бы права, дети ко мне и впрямь привыкли.
-Тая, проснись, пожалуйста, - посерьезнела Рая. - Судя по всему, твоя леди-босс относится к породе руководителей, которым наплевать на детей. Но она знает, что тебе не все равно. Вот и будет давить на болевые точки. Да что я говорю, поживешь, сама увидишь. Предложение о трудоустройстве пока в силе, биолог нам в колледж нужен.
Но Тая была настроена на продолжение работы в своем техникуме. Не хотелось верить, что Софья Бенедиктовна ее обманывает. Жалко бросать проделанную работу. Все упиралось в деньги - ей надо было поскорее определиться с жильем. Ничего, начало учебного года всех рассудит.
В сентябре Тая опять получила нагрузку в максимальном объеме. Софья Бенедиктовна не соврала, сказав, что наберут дополнительные группы. У Таи на паре теперь сидело по сорок человек первокурсников! Правда, так было всего одну неделю, потом их количество резко сократилось - дети прогуливали, кто-то опаздывал на большую часть пары. Надо было снова с ними долго и серьезно разговаривать, затачивая на продуктивную учебу. И Тая снова это делала - старалась достучаться и убедить бездельников, что учатся люди только для себя. Будут знания, будет больше свободы в плане работы.
Работать можно по разному. Тая умудрилась за две недели основательно выложиться. "Ничего, - думала девушка, - зато зарплату обещали побольше, аванс скоро начислят". Каково же было ее удивление, когда ей пришла меньшая сумма денег, чем в прошлом году!
И это при том, что числительность новоприбывших учащихся увеличилась, а дипломников у нее стало больше!
В бухгалтерии работала добродушная Валентина Васильевна, которая объяснила растерянной молодой преподавательнице, что если аванс пришел маленький, то остальная часть не может быть большой.
На этот раз Софья Бенедиктовна не была такой любезной.
-А что вы хотели?- напористо спросила она. - Департамент снова урезал нам фонд надбавок. К тому же у вас плохая посещаемость - половина не ходит. Как можно доплачивать за большие группы, когда по факту ходит в два раза меньше людей?
Тая, тихо закипая, спросила:
- Как я могу влиять на посещаемость учащихся? Потом, я веду всю отчетность по группам, работаю с отсутствующими удаленно - задания им составляю. Это тоже работа. Я рассчитывала на эту часть зарплаты, которую мне срезали, даже не предупредив.
- Так вам денег не хватает? В чем проблема, возьмите еще нагрузки, - широко улыбнулась зам. директора.
- Я работаю шесть дней в неделю, до 17:00 веду занятия. Еще трачу время на кураторство и дипломников по вечерам. Куда вы еще хотите мне добавить нагрузку?
-Милая моя, - посмотрела на Таисию поверх очков Софья Бенедиктовна. - Вы сейчас отказываетесь от нагрузки. Вы не хотите работать, а жалуетесь. Определитесь.
- Хорошо, - Таисия попросила лист бумаги. - Заявление на увольнение на чье имя писать?
- На мое пиши, - зам. директора снисходительно усмехнулась. - Характер, милая моя, здесь показывать не надо. Но я вам прощаю. Молодо-зелено. Даже заявление ваше подпишу. Идите работайте, и не морочьте больше голову с заявлением. Когда придете его забирать, тогда и поговорим, что будем с вами дальше делать.
Когда Тая ушла, к Софье Бенедиктовне заглянула Зоя Игоревна, зам.директора по воспитательной работе.
-Лютуешь, Софа? - поздоровавшись, весело спросила Зоя Игоревна.
- Этим только дай волю, распустятся. Увольняться пришла, представляешь? Денег мало платим, говорит!
-Кто?
-Таисия. Дескать, работа шесть дней в неделю, и воспитательная нагрузка на мне, а вы надбавки срезали.
- А ты ей убрала надбавки? - с изумлением спросила Зоя.
-Чего ты так удивляешься?! Надо было сократить расходы на ЗП. Ну и кому я резану? Себе, что ли? Или деканам? Ничего, девка молодая, перетопчется. Я в ее годы почти за бесплатно работала и ничего.
- Софа, она ведет много групп. Еще и куратор. На ней дипломники. Если она уйдет, ты что делать будешь?
-Зой, забудь, - покровительственно произнесла Софа. - Сентябрь через 10 дней кончится, учебный год в разгаре. Кто ее возьмет? Штат преподавателей везде укомплектован! Она еще и ипотеку собирается взять. Никуда не денется. А за ее фортель с заявлением по собственному желанию, я ей еще коэффициент за кураторство уменьшу.
-Ну смотри, - с сомнением ответила Зоя.
-Смотреть нечего. И не таких обламывали. Как шелковая у меня будет!
Выйдя из кабинета, Тая первым делом связалась с подругой и спросила про собеседование. В тот же день ее приняли и, немного пообщавшись, дали добро на работу с октября. Тая только диву давалась - четкий договор с окладом, пятидневная рабочая неделя. Группы не по сорок человек. Еще и кабинет за ней закрепили. Красота какая! А она в своем техникуме вечно кочевала по аудиториям, таская за собой скелет-муляж и рулоны с рисунками. Да и Раиса отзывалась очень положительно о своем месте работы.
Сложнее было прощаться со своими ребятами.
- Как же так, Таисия Николаевна, почему вы нас бросаете, - толпой окружили будущие выпускники Таю. Они учились у нее на третьем курсе, и им было с чем сравнивать - предыдущий препод бубнил что-то по книжке, нисколько не интересуясь подачей материала. С Таей же скучать не приходилось.
- Не волнуйтесь, милые мои, я буду с вами на связи. С дипломами вам помогу. Пока я еще здесь, давайте как раз и подумаем над темами и материалами. Электронная почта у меня останется та же. Всегда помогу, если что!
Тая отработала почти две недели, оставался один завтрашний день, когда ее пригласила к себе "Бандитовна", как ее называла Рая.
- Ну что, передумала? - спросила начальница и, не дождавшись ответа, стала резать очередную задачу:
- Послезавтра у нас комиссия будет из Департамента образования. Надо подготовить открытый урок. Разработайте план занятия, я проверю.
- У меня завтра последний рабочий день, - спокойно ответила Тая.
- Что?!
- Я заявление писала при вас.
- Ты на что надеешься? Что кто-то тебя на бОльшее возьмет? Да учебный год начался, тебе не найти работу!
- Уже нашла, спасибо за беспокойство.
- И не стыдно своих учеников подставлять, - моментально зашла с другого фланга Софья Бенедиктовна. - Вы их бросаете перед дипломом! Они к вам привыкли! Кроме денег надо помнить о совести! Что за поколение такое - все хотят шиковать, слова "честь" и "долг" ничего для вас не значат!
Тая удивилась:
-То есть мой труд нормально не оплачивается, и в этом я виновата? Мне в магазинах никто не выдает бесплатно одежду и еду, я плачу коммуналку и планирую приобрести жилье. Меня обманули - добавили работы, уменьшили зарплату и лишили даже возможности подрабатывать. Как мне рассчитывать на свою зарплату, обещанную при трудоустройстве, когда она регулярно меняется и не в лучшую сторону? Я нашла новое место. Я предупредила об этом заранее. Всего доброго.
- Ты представляешь, эта паразитка ушла! - возмущенно выговаривала Софья Бенедиктовна Зое Игоревне.
Та в ответ сдержанно улыбалась. Она предполагала, что Тая не из тех, кто позволит себя обижать, и была рада, что не ошиблась.
- В следующий раз надо брать не того, кто готовится вступить в ипотеку, а уже в ипотеке! Такие не дергаются. Прикинь, она меня обвинила, что я ее обманула с оплатой труда! А сама! Учеников бросила! Бессовестная!
...Тая с Раисой гуляли в парке после первого рабочего дня.
- Все как ты прогнозировала, Рай. Высказали мне про долг, честь и совесть. Думала, сейчас еще что-то про предательство приплетет.
- Видела уже такое, - Раиса грустно улыбнулась. - Приходит молодой зеленый преподаватель, жаждет "служить Отечеству" на своем поприще. А встречает его на работе такая вот циничная мадам. И постепенно наваливает все больше и больше нагрузки. Расписание меняют, как вздумается, группы перераспределяют прямо посреди учебного года. Денег обещанных не платят. Попробуешь договариваться, ответ один - не нравится, забирайте документы. Главное, это говорится не в конце учебного года и не в начале, а посередине, когда преподавателю сложнее всего найти новое место. А как на мораль давят! На вас ответственность! Вы обязаны! Дети вас любят! Человек, придавленный гиганстким объемом, выгорает. И бог с ним, с объемом, хуже всего не знать своего будущего, боясь навредить студентам своим уходом.
- Да, сейчас я понимаю, что этим легко манипулировать. Но я больше на это не куплюсь. Своих выпускников я подготовила, обещала помочь с информацией по дипломам. А пары теперь пусть Софья Бенедиктовна ведет.
- Эх, какая ты, Тая... - лукаво прищурилась Раиса.
- Какая?
- Бессовестная!
И подруги, засмеявшись, продолжили прогулку.
#совесть #рассказизжизни #учитель