В фонде известного русского нотоиздателя Петра Юргенсона хранится редкий документ. Два его листа написаны на специальной гербовой бумаге. Если посмотреть бумагу на свет, мы увидим водяные знаки — изображение двуглавого орла, год — 1861-й и стоимость — 15 копеек. На листах имеется печать с двуглавым орлом; от другой сургучной печати сохранилась лишь изображение католического креста. На такой бумаге писались ценные документы. Тончайшим пером, черными чернилами на немецком языке написан текст свидетельства о рождении:
5 июля 1836 года в 2 часа утра в Ревеле (так раньше назывался Таллин) родился мальчик по имени Петер Йоханн. Родители новорожденного — «селёдочный шкипер» (или просто рыбак) Ганс Юргенсон и его законная супруга Аэта. Воспреемниками были домашний служитель Владимир Крайцберг, бочарный мастер Александр Киснер и вдова другого «селёдочного шкипера» Вильгельмина Софья Теннис.
На двух других листах попроще, без водяных знаков, но тоже с сургучной печатью, написан перевод свидетельства на русский язык.
Так начал свой жизненный путь потомок бедных эстонских рыбаков Пётр Иванович Юргенсон, ставший крупнейшим русским нотоиздателем. Человек умный, талантливый и энергичный, Юргенсон стал основателем целой династии, успешно продолжающей нотоиздательское дело в России и сегодня.
Издательская деятельность Юргенсона была разносторонней — он выпускал в свет любые музыкальные сочинения, от легких фортепианных пьес и куплетов до объемных оперных и симфонических партитур.
Издательством Юргенсона были впервые опубликованы сотни музыкальных шедевров — от Бортнянского и Глинки до Прокофьева и Глиэра. Особое место в этом списке занимает Петр Ильич Чайковский. Молодой профессор консерватории, недавно обосновавшийся в Москве, Чайковский вскоре стал близким другом Петра Ивановича, а тот, в свою очередь, страстным поклонником творчества композитора и его постоянным издателем.
Будучи целеустремленным и успешным коллекционером, Юргенсон собрал и сохранил творческий архив Чайковского — авторские рукописи практически всех его сочинений. После 1917 года это богатейшее собрание было национализировано, передано в библиотеку Московской консерватории, а впоследствии украсило фонды Музея музыки.
Ценные документы — это важная часть нашей музыкальной культуры.
#экспомузыка #российский национальный музей музыки