Приветствуем, дорогие читатели! Много ли здесь любителей доставки суши? Сегодня #КнигаРастений расскажет о создании листа нори и поведает историю спасения целой индустрии морских водорослей.
Итак, нори - это красные водоросли рода Порфира, которые после высыхания приобретают зелёную окраску. Об использовании красных водорослей японцами в качестве еды известно уже с Х века. Гуляя по берегу моря после отливов, они собирали слоевища и готовили из них пасту. C XVII они стали устанавливать на прибрежном дне бамбуковые загоны для рыбы, и оказалось, что сети - идеальная среда для выращивания порфиры. В середине XVIII века какие-то гении из Токио придумали способ более оригинальный, чем паста: изготавливать нори по технологии производства бумаги. Чтобы усилить вкус и добавить хрусткость, их начали обжаривать на древесных углях до чёрного цвета.
После Второй мировой войны продуктов питания не хватало: загрязнение окружающей среды и серия сильных тайфунов привели к колоссальному падению урожаев. Фермеры отчаянно пытались вырастить водоросли. К счастью, в 1949 году с другого конца света на помощь бедным Японцам, сама того не подозревая, пришла Кэтлин Мэри Дрю-Бейкер. Она была английским ботаником и изучала жизненный цикл Porphyra umbilicalis, которая растёт у берегов Уэльса.
Во время исследовательской работы она постоянно встречалась с чем-то, что тогда считалось совершенно другим видом. Нечто похожее на розовую пятнистость на раковинах двустворчатых моллюсков. Причём розовый ил встречался летом, а водоросли появлялись зимой. Оказалось, что эти пятна, называемые конхоцелис (Conchocelis), являются на самом деле отдельной фазой жизненного цикла изучаемой порфиры, то есть это тот же самый вид водоросли! Только на этой стадии она представлена микроскопическими нитями, прикрепляющимися к известковой раковине моллюсков и даже бесцеремонно проникающими внутрь стенок. Конхоцелис производит споры, из которых затем вырастают привычные нам крупные слоевища водоросли.
Своё удивительное открытие Кэтлин подробно описала в журнале Nature. После прочтения статьи японский учёный Сегава Сокичи решил повторить опыты Дрю-Бейкер с местными водорослями. Он выяснил, что причина скудного урожая была в следующем: на разрушенном дне раковин моллюсков не было, следовательно, переход от спор, образовывающихся на слоевищах после оплодотворения, к следующей стадии - конхоцелис - был невозможным. Чтобы восстановить этот пробел в жизненном цикле, фермеры привозили раковины с промысла устриц. Постепенно индустрия морских водорослей восстанавливалась, добавлялись новые технологии, и урожай увеличивался в объёмах. В 2020 году в Японии изготовили 289 тонн листов. Сейчас нори производится также в Корее и Китае.
На этом наш рассказ о листе нори подошёл к концу. До новых встреч, с вами была #КнигаРастений!