Найти тему
Epoch Times Russia

Мастер тэнмоку возрождает утраченное сокровище династии Сун

Оглавление

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР В ЧАШЕ

Автор: Дэвид Ли

Цзян Ютин разработал собственную фирменную технику обжига, которая позволила ему производить яркую керамику Тенмоку, не похожую ни на какую другую. Фото предоставлено Цзян Ютином
Цзян Ютин разработал собственную фирменную технику обжига, которая позволила ему производить яркую керамику Тенмоку, не похожую ни на какую другую. Фото предоставлено Цзян Ютином

Мо- Цзян считает, что обжиг керамики без намерений и стремлений подобен духовной практике. Он не обращает внимания на успех, неудачу или осуждение. Он просто присутствует в художественном процессе, следуя естественному пути судьбы, который дарит щедрый мир наслаждения и цвета.

Обжигать чайные чаши Тенмоку чрезвычайно сложно. Только при тонком смешении глазури и огня печи и случайным образом чёрный фон может создать такой таинственный блеск. В настоящее время из истории дошло только три экземпляра. Все они находятся в Японии. Согласно историческим записям, в период Камакура в Японии японские монахи однажды отправились учиться на гору Тяньму, провинции Чжэцзян. Они привезли Йоэна Тенмоку обратно в Японию. Так она получила своё название. С тех пор она считается «первой знаменитой чашей в мире», чрезвычайно ценной.

В истории китайской керамики керамика Тенмоку династии Сун является легендарной. В прошлом говорили, что один драгоценный кусок Тенмоку можно было обменять на целый город. Когда свет преломлялся в ней, Тенмоку выглядела как звёздное небо, с постоянно меняющимися цветами и текстурой, напоминая людям о космосе. Когда во времена династии Сун эта техника была утрачена, её священное наследие превратилось в легенду.

Тридцать лет назад на Тайване художник Цзян Ютин присоединился к группе ремесленников, возрождающих утраченное искусство тенмоку. В то время как другие ремесленники умели делать коричневую и чёрную керамику Тенмоку, Цзян непреднамеренно совершил исторический прорыв.

-2

10 000 раз

Цзян, которому сейчас за 60, полжизни посвятил обжигу чайной керамики Тенмоку. Он до сих пор помнит, как впервые познакомился с глазурованной керамикой Тенмоку.

«Когда я впервые услышал, как профессор говорит о глазури Тенмоку, я почувствовал что-то в своём сердце, когда услышал это название. У меня по коже побежали мурашки. Я чувствовал покалывание по всему телу до макушки головы. Я не знал тогда, почему», — говорит он.

Керамика Тенмоку возникла во времена династий Тан и Сун — это одна из трёх самых известных глазурей в Китае. Обжиг её настолько сложен, что существует поговорка:

«Чтобы изготовить одну чашу, нужно потерпеть неудачу 10 000 раз».

Цзян начал экспериментировать с формулой глазури, которую его учитель узнал из Японии. Его профессор дал ему формулу династии Сун «тенмоку с масляными пятнами», которая имеет узоры, похожие на капли масла на воде.

После изучения и посещения многочисленных художников мастеров по керамике и наблюдения за тем, как они работают со своими печами, Цзян сосредоточил все свои усилия на создании собственной печи тенмоку и изучении того, как с ней работать.

Цзян Ютинг ведёт аскетический образ жизни в горах, обжигая керамику весь день. Фото предоставлено Цзян Ютином
Цзян Ютинг ведёт аскетический образ жизни в горах, обжигая керамику весь день. Фото предоставлено Цзян Ютином

Обжиг без намерения

Ведя аскетичный образ жизни в горах, Цзян работает один в своей мастерской по восемь часов в день. Он никогда не слушает музыку, чтобы слышать печь и быть настроенным на своё ремесло.

Чтобы овладеть печью, Цзян предпочитает оставаться смиренным перед ней. Он устраняет свои цели из творческого процесса. Находясь в этом спокойном состоянии, он может слушать печь, понимать, как интуитивно обрабатывать глину, и позволяет мудрости космоса двигаться через кончики его пальцев.

«В отличие от других видов художественного творчества, когда мы обжигаем керамику, нам не нужен творческий потенциал человека, а нужно просто правильно выполнить каждую технику», — говорит Цзян.

Идея совершенного исполнения требует многих лет мастерства. Например, для создания мисок идеальной формы требуется пять лет практики.

«Делать простые вещи правильно — это уникально», — говорит он.

После бесчисленных неудач и постоянного упорства Цзян не только усовершенствовал свои навыки в изготовлении керамики Тенмоку, но и непреднамеренно разгадал код для создания Тенмоку с сияющими цветами — впервые в истории.

Цзян Ютин использует только традиционные формы чаш, созданные во времена династии Сун. Фото предоставлено Цзян Ютином
Цзян Ютин использует только традиционные формы чаш, созданные во времена династии Сун. Фото предоставлено Цзян Ютином

После посещения многих мастеров в Японии Цзян Ютин построил собственную фирменную печь для обжига Тэнмоку. Фото предоставлено Цзян Ютином
После посещения многих мастеров в Японии Цзян Ютин построил собственную фирменную печь для обжига Тэнмоку. Фото предоставлено Цзян Ютином

Скрытый спектр

«Однажды я заметил, что в одной из чайных чаш появился глубокий фиолетовый цвет», — рассказывает Цзян. Заметив этот цвет, он повторил процесс обжига и обнаружил, что «это не просто один цвет, а целый мир цветов». Цзян говорит, что «позже появился синий цвет, а когда я попытался обжечь синий цвет, одновременно появился красный. Цвета просто появлялись один за другим. Там были все цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, золотой и серебряный».

Он понял, что чёрный цвет — это комбинация всех цветов, смешанных вместе. Поэтому он начал удалять цвета один за другим, создавая керамику Тенмоку с оттенками, которых раньше не видели.

«Это похоже на то, что цвета были скрыты тысячу лет, поэтому я назвал её „Cang Se Tenmoku“ (скрытый цвет Tenmoku)», — говорит он.

Его Cang Se Tenmoku может создавать множество цветов или даже до семи цветов в одной чаше. Когда вы поворачиваете чашку в руках, глазурь отражает разноцветный блеск, а текстура становится более мягкой, чем раньше.

«Многие считают, что я много экспериментировал со своими техниками, раз мне удаётся обжигать керамику с таким количеством цветов, — говорит Цзян. — Я этого не делал. Я просто контролирую ключевые моменты и вношу изменения в определённом диапазоне».
Цзян Ютин разработал свою собственную фирменную технику обжига, которая позволила ему создавать яркую керамику Тенмоку, не похожую ни н
Цзян Ютин разработал свою собственную фирменную технику обжига, которая позволила ему создавать яркую керамику Тенмоку, не похожую ни н

Простые вещи, сделанные правильно

Будучи гончаром более 30 лет,
Я не украшаю глину;
Наносится только одна глазурь,
Форма посуды круглая;
Ни мыслей, ни созидания,
Просто огонь без намерения.

Это короткое стихотворение Цзяна подводит итог его карьере гончара. Он говорит, что за всю его долгую карьеру — с 10 лет до 20—30 — было пересмотрено только первое предложение.

В то время как современные мастера создают керамику нетрадиционных и сложных форм, Цзян идёт против этой тенденции. Он использует круглую форму чайной чаши времён династии Сун, называя ее формой «наименьшего бремени».

Хотя круглая чаша выглядит простой в изготовлении, Цзяну потребовалось 30 лет, чтобы довести её до совершенства.

«Я перепробовал множество форм и пришёл к выводу, что этот вид чайной чаши — мой любимый, — говорит Цзян. — Она круглая, а круг — это начало и конец всех форм».

Возможно, в глазах других процесс творчества Цзяна слишком прост и не объясняет ослепительной красоты его работ. Но Цзян считает, что его душевное состояние, без намерений, именно поэтому он может создавать самые гармоничные формы и самые насыщенные цвета.

Хорошее произведение искусства, по мнению Цзяна, должно иллюстрировать ритм природы и оказывать успокаивающее воздействие.

«Современное искусство ищет слишком много эмоций у самого себя, — говорит он. — Искусство должно, в конечном итоге, очищать людей, как чистая вода. Вода может удалить примеси и стать чистой только тогда, когда она неподвижна. Личные эмоции подобны постоянному бросанию вещей в воду и её перемешиванию. Такая вода не будет чистой».

Когда чаша Тенмоку Цзяна сделана правильно, она несёт в себе ощущение вневременной красоты династий Тан и Сун.

Многие мастера и коллекционеры посещали печь Цзяна в Юаньшане и были поражены его работами. Цзян считает, что обжиг керамики без намерений и стремлений подобен духовной практике. Он не обращает внимания на успех, неудачу или осуждение. Он просто присутствует в художественном процессе, следуя естественному пути судьбы, который дарит щедрый мир наслаждения и цвета.

➤➤➤ Заходите к нам на сайт epochtimes.ru мы рассказываем о самых важны и актуальных событиях сегодня в России и в других странах мира.