РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР В ЧАШЕ
Автор: Дэвид Ли
Мо- Цзян считает, что обжиг керамики без намерений и стремлений подобен духовной практике. Он не обращает внимания на успех, неудачу или осуждение. Он просто присутствует в художественном процессе, следуя естественному пути судьбы, который дарит щедрый мир наслаждения и цвета.
Обжигать чайные чаши Тенмоку чрезвычайно сложно. Только при тонком смешении глазури и огня печи и случайным образом чёрный фон может создать такой таинственный блеск. В настоящее время из истории дошло только три экземпляра. Все они находятся в Японии. Согласно историческим записям, в период Камакура в Японии японские монахи однажды отправились учиться на гору Тяньму, провинции Чжэцзян. Они привезли Йоэна Тенмоку обратно в Японию. Так она получила своё название. С тех пор она считается «первой знаменитой чашей в мире», чрезвычайно ценной.
В истории китайской керамики керамика Тенмоку династии Сун является легендарной. В прошлом говорили, что один драгоценный кусок Тенмоку можно было обменять на целый город. Когда свет преломлялся в ней, Тенмоку выглядела как звёздное небо, с постоянно меняющимися цветами и текстурой, напоминая людям о космосе. Когда во времена династии Сун эта техника была утрачена, её священное наследие превратилось в легенду.
Тридцать лет назад на Тайване художник Цзян Ютин присоединился к группе ремесленников, возрождающих утраченное искусство тенмоку. В то время как другие ремесленники умели делать коричневую и чёрную керамику Тенмоку, Цзян непреднамеренно совершил исторический прорыв.
10 000 раз
Цзян, которому сейчас за 60, полжизни посвятил обжигу чайной керамики Тенмоку. Он до сих пор помнит, как впервые познакомился с глазурованной керамикой Тенмоку.
«Когда я впервые услышал, как профессор говорит о глазури Тенмоку, я почувствовал что-то в своём сердце, когда услышал это название. У меня по коже побежали мурашки. Я чувствовал покалывание по всему телу до макушки головы. Я не знал тогда, почему», — говорит он.
Керамика Тенмоку возникла во времена династий Тан и Сун — это одна из трёх самых известных глазурей в Китае. Обжиг её настолько сложен, что существует поговорка:
«Чтобы изготовить одну чашу, нужно потерпеть неудачу 10 000 раз».
Цзян начал экспериментировать с формулой глазури, которую его учитель узнал из Японии. Его профессор дал ему формулу династии Сун «тенмоку с масляными пятнами», которая имеет узоры, похожие на капли масла на воде.
После изучения и посещения многочисленных художников мастеров по керамике и наблюдения за тем, как они работают со своими печами, Цзян сосредоточил все свои усилия на создании собственной печи тенмоку и изучении того, как с ней работать.
Обжиг без намерения
Ведя аскетичный образ жизни в горах, Цзян работает один в своей мастерской по восемь часов в день. Он никогда не слушает музыку, чтобы слышать печь и быть настроенным на своё ремесло.
Чтобы овладеть печью, Цзян предпочитает оставаться смиренным перед ней. Он устраняет свои цели из творческого процесса. Находясь в этом спокойном состоянии, он может слушать печь, понимать, как интуитивно обрабатывать глину, и позволяет мудрости космоса двигаться через кончики его пальцев.
«В отличие от других видов художественного творчества, когда мы обжигаем керамику, нам не нужен творческий потенциал человека, а нужно просто правильно выполнить каждую технику», — говорит Цзян.
Идея совершенного исполнения требует многих лет мастерства. Например, для создания мисок идеальной формы требуется пять лет практики.
«Делать простые вещи правильно — это уникально», — говорит он.
После бесчисленных неудач и постоянного упорства Цзян не только усовершенствовал свои навыки в изготовлении керамики Тенмоку, но и непреднамеренно разгадал код для создания Тенмоку с сияющими цветами — впервые в истории.
Скрытый спектр
«Однажды я заметил, что в одной из чайных чаш появился глубокий фиолетовый цвет», — рассказывает Цзян. Заметив этот цвет, он повторил процесс обжига и обнаружил, что «это не просто один цвет, а целый мир цветов». Цзян говорит, что «позже появился синий цвет, а когда я попытался обжечь синий цвет, одновременно появился красный. Цвета просто появлялись один за другим. Там были все цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, золотой и серебряный».
Он понял, что чёрный цвет — это комбинация всех цветов, смешанных вместе. Поэтому он начал удалять цвета один за другим, создавая керамику Тенмоку с оттенками, которых раньше не видели.
«Это похоже на то, что цвета были скрыты тысячу лет, поэтому я назвал её „Cang Se Tenmoku“ (скрытый цвет Tenmoku)», — говорит он.
Его Cang Se Tenmoku может создавать множество цветов или даже до семи цветов в одной чаше. Когда вы поворачиваете чашку в руках, глазурь отражает разноцветный блеск, а текстура становится более мягкой, чем раньше.
«Многие считают, что я много экспериментировал со своими техниками, раз мне удаётся обжигать керамику с таким количеством цветов, — говорит Цзян. — Я этого не делал. Я просто контролирую ключевые моменты и вношу изменения в определённом диапазоне».
Простые вещи, сделанные правильно
Будучи гончаром более 30 лет,
Я не украшаю глину;
Наносится только одна глазурь,
Форма посуды круглая;
Ни мыслей, ни созидания,
Просто огонь без намерения.
Это короткое стихотворение Цзяна подводит итог его карьере гончара. Он говорит, что за всю его долгую карьеру — с 10 лет до 20—30 — было пересмотрено только первое предложение.
В то время как современные мастера создают керамику нетрадиционных и сложных форм, Цзян идёт против этой тенденции. Он использует круглую форму чайной чаши времён династии Сун, называя ее формой «наименьшего бремени».
Хотя круглая чаша выглядит простой в изготовлении, Цзяну потребовалось 30 лет, чтобы довести её до совершенства.
«Я перепробовал множество форм и пришёл к выводу, что этот вид чайной чаши — мой любимый, — говорит Цзян. — Она круглая, а круг — это начало и конец всех форм».
Возможно, в глазах других процесс творчества Цзяна слишком прост и не объясняет ослепительной красоты его работ. Но Цзян считает, что его душевное состояние, без намерений, именно поэтому он может создавать самые гармоничные формы и самые насыщенные цвета.
Хорошее произведение искусства, по мнению Цзяна, должно иллюстрировать ритм природы и оказывать успокаивающее воздействие.
«Современное искусство ищет слишком много эмоций у самого себя, — говорит он. — Искусство должно, в конечном итоге, очищать людей, как чистая вода. Вода может удалить примеси и стать чистой только тогда, когда она неподвижна. Личные эмоции подобны постоянному бросанию вещей в воду и её перемешиванию. Такая вода не будет чистой».
Когда чаша Тенмоку Цзяна сделана правильно, она несёт в себе ощущение вневременной красоты династий Тан и Сун.
Многие мастера и коллекционеры посещали печь Цзяна в Юаньшане и были поражены его работами. Цзян считает, что обжиг керамики без намерений и стремлений подобен духовной практике. Он не обращает внимания на успех, неудачу или осуждение. Он просто присутствует в художественном процессе, следуя естественному пути судьбы, который дарит щедрый мир наслаждения и цвета.
➤➤➤ Заходите к нам на сайт epochtimes.ru мы рассказываем о самых важны и актуальных событиях сегодня в России и в других странах мира.