Найти тему
Порцелиновый фан

Статуэтки Конаково (ЗиК), СССР.

Здравствуйте!

Статуэтки Конаково эпохи СССР - это интересные со многих точек зрения изделия, о которых стоит поговорить.

Традиция создания фаянсовой и майоликовой статуэтки уходит в дореволюционное прошлое, когда населённый пункт Конаково назывался селом Кузнецово, а завод "ЗиК" - "Тверской фабрикой Т-ва М.С. Кузнецова" (тут надо уточнить, что совпадение дореволюционного названия села и фамилии основного владельца "Т-ва" случайны).

Хотя номенклатура изделий Советского времени сильно уступала времени до Революций 1917-го года, поскольку статуэтки (фигурки) считались побочным производством, тем не менее художники-скульпторы, сотрудничающие с Конаково, какие-то остались (просто в живых после Войны, двух Революций и Гражданской войны), а какие-то были выращены новой властью. В любом случае, выпуск изделий на предприятии продолжился, пусть и в сильно усечённом виде (например, в 1930-е на предприятии полностью отказались от выпуска более сложных в выделке фарфоровых изделий).

Что я, как собиратель фарфора, вижу в статуэтках Конаково ("ЗиК")? Прежде всего более слабую (по сравнению с фарфором) эстетическую составляющую. Дело не в художниках-скульпторах, а в качестве материала. Фаянс (а тем более - майолика) хуже держит форму, "течёт". Кроме того, хуже переносит температурные и влажностные изменения, отсюда частые заражения грибком, который буквально выедает изделия изнутри и снаружи, кракелюры по глазури и пр. С другой стороны - статуэтки (фигурки) чаще посуды становятся предметами собирательства и коллекционирования. И тут уместно привести сравнение с марками. Собирателю марок важнее иметь не кучи ярких "красивых" марок, а одну, но редкую (лучше - редчайшую), пусть она будет мелкой, неприметной, с каким-то недостатком, браком, полученном при производстве (не тот год поставлен, или в названии ошибка), и потому выпущенной минимальной партией (и всё-таки ушедшей в тираж!), и т.д.

Тоже и со статуэтками. Эстетически статуэтка может быть "малоинтересной", не заинтересовавшей в год выпуска основную массу покупателей, и потому быстро снятой с производства, и именно в силу своей редкости она спустя годы станет желанным трофеем для коллекционеров. Насколько это поднимет её в цене? Всё зависит от кошелька коллекционера. Например, я знаю, что собиратели спичечных коробков или календариков (а таковые есть) - люди отнюдь не богатые, поэтому и цены на такие предметы собирательства вполне демократичные. Другое дело - керамика. Она так или иначе связана с фарфором, а коллекционеры фарфора - часто люди привилегированных слоёв, с деньгами (себя к таковым не отношу!), поэтому цены на определённые изделия могут устремляться за облака (был бы кошелёк потолще у возжелавшего!). Вот именно такие метаморфозы с ценами сейчас и можно наблюдать со многими (но не со всеми подряд!) фигурками Конаково, созданными в период СССР.

Ажиотажный интерес (в том числе за рубежом) вызывают статуэтки выпуска до шестидесятых годов XX-го века с атрибутами Советского быта (красные галстуки на пионерах, сценки с людьми в одежде того времени), а также некоторые (!!!) майоликовые фигурки (например, животных).

Теперь примеры... Очень любили в СССР обращение к сказкам. Там и поработать над костюмами можно, потом, сказки знают все с детства - они "зашиты" в сознание народа, в самоидентификацию... Поэтому так много статуэток на тему народных (и не только) сказок. Смотрим галерею ниже.

А вот и козлёнок. Отдельно...

По словам В.И. Ленина "важнейшими из искусств у нас являются цирк и кино". И с этим нельзя не согласиться - фильмы в СССР играли ту же роль, что позднее стало играть телевидение, а потом и интернет: скреплять народ определённой реакцией на шутки и на перипетии жизни героев; люди знали почти наизусть все реплики героев кинокартин, и т.д.

Ещё одна модная темка из 1950-1960-х годов - "вышиваночная". Неизвестно, что позабыли южно-русские харны дывчинки в северно-русском городе, но количество статуэток именно с ними выросло сильно.

А здесь можно наблюдать и восточные мотивы...

Наибольший интерес у коллекционеров вызывают многофигурные композиции с людьми или просто статуэтки современников (молодёжи). Они передают дух эпохи и на "вторичке" ценятся ну очень дорого!

В СССР статуэтки, украшающие быт, частично выполняли и пропагандистскую функцию. Они должны были воспевать трудовой подвиг самых обычных людей.

Из майолики делали статуэтки, изображающие всяческую живность: птиц, рыб и зверей... Я не очень хорошо понимаю и принимаю майоликовую эстетику с её характерной "потёчностью" формы и раскраской цветной глазурью или подглазурными красками (а не специальными надглазурными красками-эмалями) - на мой вкус, она больше подходит для внешнего украшения зданий, что можно наблюдать, например, в декоре многих павильонов ВДНХ - этом заповеднике СТАЛИНСКОГО АМПИРА. Но есть собиратели-уникумы, которые ценят такие вещи (особенно - редкие и редчайшие!) ну очень дорого!

Отдельно стоит упомянуть очень популярную до сих пор статуэтку...

Называется "Играющие Котята". Стоит как "Лиса и петух" (а "Лиса и петух" стоит недёшево!). ЗиК. Автор - Е.М. Гуревич, 1957.   Фото взято из свободного доступа в интернете.
Называется "Играющие Котята". Стоит как "Лиса и петух" (а "Лиса и петух" стоит недёшево!). ЗиК. Автор - Е.М. Гуревич, 1957. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Тема "Голубя мира" стала остромодной в середине 1950-х. Пик пришёлся на год "Фестиваля молодёжи и студентов" - 1957 (Вообще, тот год стал очень плодовит на новые статуэтки, посуду и пр., поскольку оказался на изломе основных мировых стилей - перехода с почти угасшего АР-ДЕКО и нарождавшегося интереснейшего СТАЛИНСКОГО АМПИРА на европейский МИНИМАЛИЗМ (ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ), при этом идеология требовала приверженности идеалам СОЦРЕАЛИЗМА). Какие только фарфоровые и фаянсовые предприятия не потоптались на "голубиной" теме! Один из голубей от ЗиК выглядел так...

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Помню времена, когда вход в Кремль (без заходов в музеи) был совершенно свободным (при Горбачёве в 1980-е). Сколько стоил вход в Кремль в начале 1970-х не знаю, но не думаю, что сильно дорого. Две основные "древности", выставленные на обозрение туриста-ротозея - это... Ну вы знаете! Вот такие статуэтки были созданы на ЗиК в начале 1970-х годов.

А вот совсем мелкая фаянсовая пластика: "Горностай" и "Лиса" (она же "Куница")...

Странные статуэтки разных лет. См. ниже.

Фото своего небольшого собрания очаровательных и трогательных конаковских фигурок прислала одна из читательниц из Санкт-Петербурга...

А это позднейшие статуэтки СССР приблизительно второй половины 1980-х годов. Они фаянсовые и соответствуют стилю и краскам, какими расписывали посуду на предприятии тех лет. Вроде бы простенькие, похожие на свистульки, но такие милые и необычные.

Конечно, продукция ЗиК намного более разнообразна, чем представленные в статье образцы. Но всего не охватить. На этом повествование о статуэтках ЗиК заканчиваю. Спасибо всем, кто дочитал! Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Для тех, кому интересен фарфор как неотъемлемая часть культуры Человечества: подписывайтесь, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если статья понравилась - ставьте лайк, делитесь с друзьями.