Найти тему
Исповедь начхима.

Госпожа Органическая Химия.

Рисунок из сети интернет, свободный доступ. / Ну а про химию автор дописал - Слава Фотошопу и ему подобным! )))
Рисунок из сети интернет, свободный доступ. / Ну а про химию автор дописал - Слава Фотошопу и ему подобным! )))

Я пошёл учиться на флотского инженера-химика не только потому, что по данной военной специальности были щадящие требования по остроте зрения, и даже не из-за того, что в старших классах школы взял на районной олимпиаде второе место. Я этот предмет понимал, и он мне нравился. Не нравилось, правда, то, что формулы приходилось заучивать. Подчеркну, не зубрить, а именно заучивать. Поскольку если предмет тебе нравится, то это не в тягость. Но тут я хочу сказать спасибо своему отцу, который научил меня пользоваться справочной литературой. Он всегда говорил, что не нужно знать всё наизусть. Надо знать, в какой книге это написано. А начинать искать то, что не знаешь (или забыл) нужно с оглавления.

В Жидкову Людмилу Борисовну, преподававшую нам на втором курсе СВВМИУ органическую химию (ОХ), мы все были немножко влюблены. И немудрено! Ухоженная, тщательно следящая за собой Женщина, истинная жена морского офицера, обладала редким качеством – помимо яркой внешности она имела ещё и острый ум. Пусть на меня сколько угодно обижается противоположный пол, скажу прямо - в повседневной жизни это редкость. Иначе говоря, ОХ, какая женщина )))! На её лекциях никто не спал. Она искренне любила свой предмет и могла им увлечь. Но помимо крайне интересной, живой, с огоньком подачи материала, десятки пар глаз (*) следили за Ней. Никаких мини-юбок и вызывающих разрезов, что-то вульгарно-обтягивающего, я Вас умоляю! Настоящая женщина всегда найдёт наряд с первого взгляда вроде достаточно скромный и простой, но подчёркивающий достоинства своей фигуры. А уж фигурой Людмилу Борисовну Бог явно не обидел! Плюс врождённый вкус и чувство такта, приятный тембр голоса. Кстати, её муж тоже преподавал в нашем училище, и был председателем комиссии по распределению автомобилей (от "курсантского радио" ничего не скроешь!) - должность пусть и нештатная, но при Союзе крайне уважаемая. Почему я на этом останавливаюсь подробно? Да потому что, не знаю где там и как, а на моей памяти офицеры выбирали на эту должность (без участия политорганов), в первую очередь, честного и порядочного человека.

На втором курсе тяжело было всем нам. И тем, кто тянул на красный диплом. И всем остальным, кто просто учился. В меру сил и способностей. Про разные "благоприятствующие" этому факторы могу привести случай из собственной жизни. Я как-то умудрился отхватить во время сессии пять нарядов вне очереди. А "крейсерская" вахта, как мы её называли, подразумевала несение этих нарядов через сутки. Что, естессно, очень способствовало, как подготовке к экзаменам, так и их сдаче ;). От обилия знаний, которые нужно было впихнуть в упорно сопротивляющийся этому мозг перед экзаменами, в крайне ограниченный промежуток времени, у всех немножко ехала крыша. Так, в моём третьем взводе на одном из младших курсов большой популярностью пользовалось чтение вслух отрывков из произведений Станислава Лема, где он пятничный беседует с собой же вторничным, etc. Хоть какая-то разрядка весёленькой сумасшедшинкой дикого напряжения.

Экзамен по ОХ не предвещал ничего сложного. Я был записан вторым, материал знал, а то, что не знал, было записано на "шпорах", которые готовили некоторые из нас особым образом (**). Но внезапно мне приспичило продегустировать заранее купленный вскладчину на троих и зашхеренный в баталерке яблочный самогон. Попытки моих "подельников", Андрея и Гены, меня остепенить, ни к чему не привели. Я уже упоминал как-то, что если я заведусь по настоящему, меня проще убить. А делать этого, естественно, никто не собирался. От вполне законной обиды начисляли мне больше, чем себе. Из закуски - только галеты, поскольку никто отмечать несданный экзамен с вечера не планировал. Приговорили две с половиной бутылки из трёх, я сходил справить естественные надобности, с интересом увидел в гальюне вместо четырёх "дучек" восемь и отбился…

Скажем так, про дальнейшее история умалчивает. Уж пожалею и себя, и читателя и опущу пикантные подробности. Гордиться тут мне, честно говоря, абсолютно нечем. Но я всегда за справедливость, и поэтому с сожалением вынужден отметить, что этот мой "подвиг" по сравнению с тем, что вытворяли истинные Легенды Голландии - просто пустячок. Видимо, недаром именно про свою "систему" (а всего военно-морских училищ в Союзе было 11), голландёры сочинили речёвку: -"Если хочешь квасить сливу, поступай в СВВМИУ!" Впрочем, в связи с набиравшей обороты горбачёвщиной, этот лозунг терял актуальность прямо на глазах.

Всё это конечно хорошо, и местами даже весело. Но наутро-то экзамен сдавать? О том, чтобы пойти вторым, не могло быть и речи. Завтрак я проспал. Испытывая лёгкое головокружение и невыносимый сушняк, сходил в "чепок" и купил литровую бутылку молока. Прохладненькое… Впрочем, через двадцать минут, успев добежать только до умывальника, я с интересом отметил, что молоко, оказывается, может сворачиваться в желудке жёлтыми комками. Стало легче. Но перегар-то куда деть? Обшмонав все тумбочки и вылив на белоснежный платок кучу "Ожёнов" и "Спортклубов", я потопал сдавать экзамен вторым с конца, предпоследним. Вопросы по билету были знакомые, патронташ (***) сыграл свою роль крайне незначительно. Людмила Борисовна была довольна, впрочем, не упустила случая меня подколоть:

-"А что это Вы, как я мимо пройду, всё в платочек покашливаете, простудились, видимо, бедняжка?"

-"Да, знаете ли, простыл немножко…" - моментально покраснев, стыдливо ответил я.

Поднял голову - а у ней глаза смеются. Причём так, как у молодой девчонки, даром что не хихикает!

А тут и экзамен закончился. Приободрённый моей выдержкой командир роты капитан 3 ранга Пересунько отправил меня с букетом шикарных роз в лаборантскую, где выставлялись оценки. Я не помню уже, что сказал ей, вручая букет. Но сказал, видимо, от души и красиво. А потом, импульсивно, взял и поцеловал ей ручку! В помещении, кроме нашей экзаменаторши, присутствовало ещё две дамы. Они дружно зааплодировали. Людмила Борисовна же вспыхнула, от неожиданности и удовольствия, коротко глянула на меня глубоким взглядом и произнесла:

-"Вы знаете, Вам сегодня две пятёрки. Первая - за экзамен. Вторая - как совсем ещё молодому, но настоящему мужчине!"

Теперь моментально заполыхал пожаром уже я…

Как-то мы делали лабораторную работу, а Она расспрашивала принёсшего ей какие-то документы одного из ЗКВ нашей роты, старшекурсника. Замкомвзвода недавно женился и её интересовали подробности. Людмила Борисовна спросила:

-"А какие у неё глаза?"

Молодожён внезапно смутился и ответил:

-"Да я не по глазам выбирал… Фигура, характер, и вообще…"

-"Эх, ты!.. " - услышал он в ответ -"Запомни, пройдут годы, всё то, "по чему ты выбирал", изменится, и не уверена, что в лучшую сторону, а вот цвет глаз останется прежним!"

Немного подумав, она добавила:

-"А вот то, будут ли через много-много лет глаза твоей жены по-прежнему молодыми, зависит только от тебя!"

Вы знаете, Людмила Борисовна, а я помню цвет Ваших глаз. Они у Вас карие )))!

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

.

Сноски:

(*) Не помню, сколько нас на втором курсе осталось, но на первом нас было сто двадцать.

(**) Мои погодки со старшего курса научили меня следующему. Закупается энное количество прозрачных одинаковых шариковых ручек равное количеству билетов. Ручка вставляется в щель на листе фанеры. Затем острой иголкой, вбитой в карандаш, вначале каждая грань делится пополам продольной чертой. После этого на половинках грани выцарапываются формулы. И всё бы ничего, но где-то через год, один из идиотов не только взял для этой цели пластмассовую шариковую ручку белого цвета, но и начал прямо во время экзамена затирать нацарапанное грязью с пальцев. Ему, видите ли, было плохо видно свои каракули. Естественно, он был отловлен. Изумлённому преподавателю было видно всё очень хорошо…

(***) А затем из целлофана шился футляр (патронташ). Куда, как патроны, слева направо в порядке очереди вставлялись ручки. До восемнадцати в одном кармане! Почему 18-ти? А больше 36 -ти на один экзамен лично мне подобных "изделий" делать не приходилось. Пальцами пересчитать их, найти нужную, и аккуратно заменить на первоначальную труда не составляло. А потом - крути грани, трудись и радуйся!

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Приложение №1. На фото вверху нижний плац моего училища. С 1983 года химики набирались на вновь образованный четвёртый факультет. Но нашу казарму построили только через три года. Крыло пятого этажа казармы третьего факультета (дизелистов и электриков), где было наше ротное помещение, обведено красным. В соседнем, северном крыле были наши учебные классы. Кстати, спецфакультетов (инженеры по эксплуатации АЭУ) было два. Поэтому за многочисленность их называли китайцами.

Фото из сети интерне, свободный доступ.
Фото из сети интерне, свободный доступ.

Приложение №2. Это боевое знамя нашего училища. История его спасения, и интересная информация про СВВМИУ и бухту Голландия города Севастополь: ( https://myguidebook.ru/b/book/2542548249/12 ).

Приложение №3. Марш-бросок, второй курс, наш третий взвод, спасибо автору фотографии Павлу Субботину! На фото внизу в первом ряду, третий слева неоднократно упоминаемый в моих рассказах Игорь Рыжков, автор рассказа за его спиной, правее во втором ряду поправляет пилотку Геннадий Смирнов. О нём я упоминал в этом рассказе. А третий участник "банкета", Андрей Мошкин, тогда учился во втором взводе.

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

17.08.2021

.