За последние три года спрос на супервизию значительно вырос и породил множество самых разнообразных предложений.
Помимо обученных и обучающихся супервизоров есть и те, кто легко "назвался груздем" без всякого обучения. Сложно сказать, как они определяют, что их помощь специалистам соответствует стандартам супервизии, тем не менее, их услуги точно так же существуют в профессиональной среде. Поэтому речь пойдет обо всех специалистах, которые называют себя супервизорами и проводят супервизию.
Итак, супервизор - специалист, который способен посмотреть на отношения "психолог- клиент" и разглядеть, почувствовать, считать, проанализировать и дать обратную связь по поводу того, что происходит и с клиентом, и в отношениях психолога и клиента, и как клиент влияет на состояние психолога, и как специалист втягивается в предложенную клиентом бессознательную игру, и по какой причине специалист вовлекается в определенную игру с клиентом и т.д.
Все перечисленные уровни заявляет сам супервизант - специалист, который запрашивает супервизию. Если специалист не готов на глубинном уровне рассматривать случай, то супервизор оставляет информацию, которая у него появляется в процессе супервизии, при себе.
Здесь часто встает вопрос, на какую помощь рассчитывает специалист, и в каком стиле готов работать супервизор.
Бывает, что супервизор становится излишне заботливой фигурой в отношении супервизанта, то есть фактически берет на себя функцию личного терапевта - поддержка, психологическое поглаживание, ресурсирование и т.д.
Однако основная задача супервизора - защитить клиента.
Для этого супервизору необходимо быть в максимально нейтральной позиции, чтобы, с одной стороны, помочь специалисту увидеть слепые пятна в его работе с клиентом, а с другой - не обрушить его профессиональную идентичность.
Наблюдаю, что порой страх последнего способствует тому, что у супервизора формируется стиль, который можно обозначить как Заботливый гуру.
Тогда давайте посмотрим, что происходит с обеих сторон.
Когда супервизор становится фактически личным терапевтом, мы сталкиваемся с ситуацией треугольных отношений равносильно тому, как если бы психолог брал в одновременную персональную работу членов семьи (брата и сестру, мать и сына, мужа и жену и т.д.)
Супервизор начинает избыточно заботиться о душевном здоровье супервизанта, как будто предполагается, что он слаб и нуждается в психологической помощи, а не профессиональной. То есть здесь мы уже видим, что специалист воспринимается не как коллега, который, как мы справедливо полагаем, имеет профессиональные навыки саморегуляции, а как клиент в начале психологической психотерапии, не способный справиться с нахлынувшими чувствами, не умеющий ещё обнаруживать связь актуальных чувств с прошлым опытом, проекции и перенос и т.д.
Что может происходить с самим супервизором в таком супервизионном поле, особенно, если вокруг собирается большое количество супервизантов? В ответ на поглаживание супервизор получает от супервизанта позитивную реакцию - он доволен и собой, и супервизором.
Думаю, многие еще помнят строчки из басни Крылова "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку". В таких историях происходит своеобразное слияние в альянс - так называемый бессознательный сговор (против клиента), далекий от профессионального содержания, поскольку в отношениях "супервизор-супервизант" включилась бессознательная динамика. В каждом случае она индивидуальна.
На мой взгляд, важным звоночком, сигнализирующим о том, что супервизия состоялась как психотерапия, а не как супервизия, является приятное послевкусие у специалиста в виде повышения самооценки при полном отсутствии озадаченности, легкой растерянности, взбудораженности, вороха чувств и мыслей - своеобразного эмоционально-интеллектуального шока.
Расхваленный супервизором специалист не приобретает в результате такой супервизии разительно нового видения случая и не получает должного толчка для профессионального роста.
Супервизор, также ответно поглаженный, сохраняет самооценку, отмахиваясь от тех динамических процессов, которые возникли, испытывая ложное ощущение подтверждения собственного авторитета.
Супервизор с таким стилем относится к своим супервизантам "с родительской заботой и опекой" и фактически "использует своих подопечных для компенсации болезненного ощущения собственной немощи" (Дж. Винер, Р. Майзен, 2006).
Забота о собственной самооценке и поддержании профессионального статуса могут запускать у супервизора самые разнообразные переживания и психодинамику, что, в свою очередь, нуждается в сопровождении коллег супервизоров.
В связи с развитием супервизионной практики все больше возникает необходимость "видеть сверху" не только процесс психотерапии, но и процесс супервизии - так называемая гипервизия.
© Анжелика Стражкова, 2022. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Предложение для супервизоров - ведущих групп: провожу гипервизию (супервизию супервизии). По всем вопросам обращайтесь в ЛС.
в Telegram
Подписывайтесь в vk https://vk.com/hypervisia, Глубинная супервизия
Автор: Стражкова Анжелика Николаевна
Психолог, Психосоматика Супервизия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru