Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Про подростков

Подростки. Они приходят ко мне в отчаянии, тотальном бессилии, с пугающей их самих собственной агрессией, часто с порезами или в кровь разбитыми костяшками пальцев. Они молчат или не знают, что говорить, не доверяют собственным чувствам и стыдятся их. Приходят, чтобы разобраться, что же происходит с ними, хотят понять, действительно ли они являются тем самым ленивым, наглым и неблагодарным чудовищем, которое само не знает, чего хочет? Они не понимают, откуда взялось невероятное напряжение в их отношениях со взрослыми. Действительно, откуда? Давайте разбираться.

Что вы знаете о подростках?

Что у них переходный возраст? Что "гормоны там, перестройка организма и всё такое..." или "да заелись они и с жиру бесятся"? Что "взрослых не ставят ни во что", грубят или отмалчиваются, не хотят учиться, "хотят часами сидеть в своих смартфонах и чтоб родители только деньги им отстёгивали на их хотелки"? Что они дерзкие, нахальные, агрессивные, обидчивые, упрямые, раздражительные, нелогичные и непредсказуемые? Что у них словно исчезают тормоза, и они как нарочно лезут в опасные места или истории?

Да, подростки действительно озадачивают, смущают и даже шокируют своим поведением и родителей, и учителей. Но если вы знаете о них только это - вы не знаете о подростках ни-че-го!

Сейчас только самый ленивый не читал про пубертатный период, про гормональную перестройку организма, про задачи сепарации от родителей и формирования собственной идентичности (нахождение ответа на вопрос "Кто я?"). Но что на самом деле прячется за этими сухим формулировками? Что чувствуют, переживают те самые подростки?

  1. Наверное, самое главное, что нужно понять, что это действительно переходный возраст: они уже не дети, но ещё и не взрослые. Что это значит?

Давайте сделаем небольшое упражнение: представьте, что вы перешагиваете через достаточно широкий и глубокий ручей. Мысленно прокручивайте это движение в замедленном режиме. В какой-то момент вы обнаружите, что одна нога всё ещё на берегу, вторая в воздухе и пока не коснулась другого берега, а вес тела уже перенесён с опорной ноги и как бы завис над ручьём. И теперь мысленно замрите так и попробуйте почувствовать, как оно - удобно? надёжно? спокойно? уверенно?

А теперь представьте, что примерно такие ощущения у подростков по нарастающей лет с десяти до лет шестнадцати, и лишь к 18-ти годам они наконец-то оказываются на другом берегу обеими ногами. Очень важно, чтобы в это время рядом были вменяемые взрослые. Не контролирующие, не критикующие, не обвиняющие. Понимающие, что именно происходит, способные выдержать страхи, сомнения, метания, перепады настроения своих детей, и справиться с собственными тревогой, печалью и чувством вины.

Что ещё происходит в пресловутом переходном возрасте?

2. Ба-а-альшую свинью 🐷подкладывает подросткам гормональная перестройка - это как затеять капитальный ремонт собственной квартиры с перепланировкой: потом-то конечно будет красиво и классно, но прямо сейчас жить в ней стало совершенно невозможно.

У подростков такая перепланировка идёт в префронтальной коре головного мозга, которая координирует работу различных его отделов, а также отвечает за осознание себя, планирование, самоконтроль. И вот вчера ещё адекватный ребёнок сегодня вдруг уже не может управлять собой: хочет одно, делает другое, говорит третье.

Ещё раз подчеркну - не может! Ни не хочет, не врёт, не ленится, не охамел, а не может. Плюс скачки настроения, головные боли и боли в суставах, упадок сил, анемия...

А теперь наложите на это состояние зашкаливающую за все разумные нормы и всё возрастающую школьную нагрузку и спросите себя, хотели бы вы прямо сейчас оказаться на месте вашего ребёнка?

3. Теперь самая ужасная новость для ответственных родителей и требовательных школьных учителей: начиная с девяти лет ведущая учебная деятельность детей постепенно начинает отходить на второй план и к двенадцати годам окончательно сменяется на потребность в межличностном общении со сверстниками. То есть с точки зрения законов развития психики подростку гораздо важнее научиться осознанно находить друзей, научиться выяснять отношения, конфликтовать, примиряться, найти своё место в обществе сверстников и быть значимым в компании, чем выучить теорему Пифагора или таблицу Менделеева.

Ещё раз - природой НЕ заложена в человеческое существо 12-13-14-15 лет необходимость хорошо учиться! А заложена необходимость научиться эффективно коммуницировать. Что, собственно, подростки и делают, беспрерывно болтая на уроках, сбиваясь в стайки по интересам на переменах и зависая в соц.сетях всё своё свободное время. А если при этом ваш сын или ваша дочь ещё и умудряются получать вполне себе приличные отметки в школе, считайте, что вы вытянули джекпот в лотерее.

4. А теперь про напряжение с родителями: дело в том, что одной из основных задач подросткового возраста является отделение от родителей и приобретение психологической независимости - этот процесс ещё называют сепарацией.

Так вот, природой так устроено, что сепарация, то есть выход из слияния с родителями и создание дистанции с ними, происходит через агрессию, непослушание и вызов. Родители деидеализируются - "свергаются" с пьедестала самых умных, самых сильных, самых лучших и всех прочих самых-самых... Момент для родителей непростой, фактически, подросток подаёт запрос на бОльшую самостоятельность, на пересмотр договора о взаимодействии со взрослыми - "как мы теперь будем это делать, когда я уже-не-ребёнок?"

Причём форма запроса весьма своеобразная - вдруг обнаруживается, что прежние способы воздействия на ребёнка перестают работать, любые попытки "поднадавить" вызывают активные протесты и скандалы. И именно родители должны расшифровать этот послание и перевести его на разумный человеческий язык: "С тобой всё в порядке. Ты начинаешь взрослеть. Ты можешь и не должен относится ко мне, как к безусловному авторитету. Мы будем искать новые формы общения", - дети этого сами сделать не смогут.

Именно родители должны помочь подростку найти эти самые новые формы общения, помочь его перейти от безусловного послушания к способности договариваться. Давайте будем честны с собой - много родителей, которые могут о себе сказать, что именно так и поступили?

Что же делать родителям? Любить. Терпеть. Быть рядом, но при этом поддерживать стремление к самостоятельности. Прощать. Не забывать про себя и обращаться за помощью, когда становится совсем трудно)))

...Я люблю работать с подростками - это как наблюдать за появлением бабочки из куколки: какая-то она будет? И знаете, бабочка ещё ни разу не повторилась, и все они были прекрасны!

Автор: Ратушная Александра Борисовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru