Это одна из художественных дисциплин, связанных с разработкой новых автомобилей. В то же время он основан на технических знаниях и мастерстве. Добро пожаловать в мир создания физических моделей.
В предыдущем выпуске « Скрытые фигуры дизайна» мы рассмотрели отдел моделирования дизайна и цифровизации и показали, как цифровое моделирование и новые технологии являются важной частью создания моделей в современном автомобилестроении. Цифровое моделирование имеет прямую связь с построением физических моделей.
По сути, это сочетание технических дисциплин и искусства. «Многие члены нашей команды изучали искусство или имеют другой художественный опыт», — подтверждает Мартин Богнер, глава EDM, отдела, в котором работают группы дизайнеров-моделлеров, занимающихся подготовкой цифровых и физических моделей.
Дизайн-центр Česana — одно из самых секретных рабочих мест ŠKODA . Именно здесь создаются модели будущих автомобилей или концепты для выставок. Что касается серийных моделей, то автомобили фактически создаются здесь за годы до того, как они впервые появляются на публике. После того, как работа моделистов над конкретным автомобилем завершена, результат остается секретом еще два года или около того.
Любители автомобильного дизайна познакомятся с традиционными глиняными моделями, которые автопроизводители используют для постепенной разработки внешнего вида автомобиля. Однако в наши дни эти глиняные модели дополняются рядом вставок, т. е. изготовленных на заказ компонентов, которые приближают модели по внешнему виду к реальному автомобилю. Кроме того, салоны автомобилей проработаны аналогичным образом, с еще большим количеством различных деталей.
Как говорит Мартин Богнер: «Физические модели по-прежнему чрезвычайно важны для нас. Прикосновение человеческой руки в этом случае незаменимо. Мы используем модели для тонкой настройки деталей, которые могут ускользнуть от нашего внимания в цифровой среде. Физические модели также все еще используются, когда высшее руководство утверждает окончательный дизайн автомобиля, как в ŠKODA, так и через Volkswagen Group. Эти презентации — еще одна обязанность нашей команды».
Глина и режущие инструменты
Изготовление физических моделей в ŠKODA AUTO возглавляет Властимил Пажут, который курирует деятельность трех студий: экстерьера, интерьера и компонентов. Экстерьерная студия является самым большим рабочим местом модельного дома – в ее зале могут разместиться до семи моделей в масштабе 1:1. Кстати, на ŠKODA практически не производятся модели меньшего размера, последней из которых является eVoiturette vision из серии Icons Get a Makeover .
«При работе над концептами для автосалонов и будущих серийных автомобилей мы делаем все в масштабе 1:1, потому что в меньшем масштабе некоторые детали могут не выделяться», — объясняет Властимил Пажут.
Посетителей студии могут удивить большие фрезерные станки. Это часть перехода автомобиля из цифрового мира в физический. Если раньше моделисты полностью вручную лепили автомобили из глины, то сегодня основную работу выполняет фрезерный станок. Основой конструкции модели является стальной каркас, обтянутый деталями из пенопласта, на этот каркас нанесен слой глины. Его нагревают до 50-60°C в специальной печи, что делает глину очень податливой и легко склеиваемой. После охлаждения до нормальной комнатной температуры он затвердевает. Это также одна из причин, по которой модели не делаются полностью из глины. Помимо того, что глина очень тяжелая (они даже весят несколько тонн) и дорогая, она может треснуть или даже отвалиться кусками.
«После нанесения базового слоя машина вырезает из глины базовую форму, подготовленную цифровыми моделистами в сотрудничестве с дизайнерами», — говорит Властимил Пажут. После того, как структура получила основные очертания, начинается работа моделистов. Используя скребки, ножи, мастерки и другие инструменты, они доводят до ума исходные линии, которые обычно становятся «немного острыми» после первоначальной фрезеровки.
Результат их работы затем сканируется и преобразуется в 3D-модель, с которой можно работать дальше и использовать в качестве основы для дальнейшего фрезерования или визуализации дизайна и цифровых презентаций. Фактически для каждого автомобиля создается несколько альтернативных дизайнов при разработке внешнего вида автомобиля, и один из них выбирается для окончательного пути проектирования. «Моделисты — художники и мастера своего дела. Вместе с дизайнером они в основном рисуют в глине, применяя свое художественное мастерство и опыт. В то же время они должны быть полностью согласованы с дизайнером», — говорит Властимил Пажут.
Как настоящая вещь
В этом отношении моделисты в экстерьерных и интерьерных студиях работают одинаково. А вот моделисты, работающие над интерьером, больше пользуются услугами студии компонентов. Студия компонентов готовит различные детали, чтобы они выглядели как настоящие. Для экстерьера к ним относятся решетки радиатора, фары, колесные диски и другие подобные детали, а вот для интерьера компонентов намного больше.
«В интерьере приходится иметь дело с фактурой многих поверхностей. Например, ламели дефлекторов и другие детали были бы в принципе неотличимы от остального интерьера, если бы их только слепили из глины», — поясняет Властимил Пажут. Некоторые детали, например рычаги управления под рулем или сам руль, вообще нельзя было делать из глины. Вставленные детали изготавливаются, например, на 3D-принтерах, а затем доводятся до совершенства и собираются вручную — это может быть очень кропотливой работой. Детали также окрашиваются в специализированном покрасочном цеху. Внешние модели также либо окрашиваются, либо покрываются специальной пленкой, благодаря чему издалека результат выглядит как настоящий автомобиль.
Когда конструкция доведена до совершенства, создается «твердая модель»: это модель, сделанная уже не из глины, а из твердых материалов, не меняющих формы со временем. Производство этих моделей обычно передается на аутсорсинг на основе данных и опыта, приобретенных при изготовлении глиняной модели. «Это модель, в которой все выглядит почти как настоящее. Хром должен быть хромом, фары работают , и модель даже на ходу. Это модель «на вершине пирамиды», которую мы представляем внутри группы, консультируемся с другими брендами или показываем избранным партнерам», — говорит Властимил Пажут. Глиняные модели обычно отправляются на склад с климат-контролем и обычно используются, когда внешний вид данного автомобиля требует модернизации. После этого их жизнь обычно заканчивается — они не хранятся бесконечно.
Работа отдела моделирования и дигитализации над окончательной формой моделей и, как следствие, над окончательным дизайном автомобиля всегда занимает около двух лет. Над дизайном работает несколько десятков человек, который остается секретным и является основой для изготовления первых прототипов . Рассмотрим подробнее работу некоторых членов команды.